14 декабря 1906 года (1-го по старому стилю) в семье парикмахера в городе Александровск (ныне Запорожье) Российской империи родился яркий пианист и композитор, аранжировщик и дирижёр, руководитель оркестра, публицист и общественный деятель, Заслуженный артист РСФСР (с 1957 года) Александр Наумович Цфасман. Он является одним из родоначальников советского джаза и был руководителем нескольких джазовых коллективов, в том числе художественным руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радио с 1939 по 1946 год.
Александр Цфасман обучался игре на скрипке и фортепиано с 7 лет, а с 12 лет поступил на фортепианное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде. Тринадцати лет от роду, в 1919 году, он получил первую премию за исполнение "Одиннадцатой Рапсодии" Ференца Листа.
В 1923 году Цфасман переезжает в Москву, где становится заведующим музыкальным отделом Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова. Первые джазовые композиции он пишет в 1924 году, среди них «Эксцентрический танец», «Грустное настроение» и другие. Во второй половине двадцатых он продолжил обучение в Московской консерватории на фортепианном отделении в классе профессора Феликса Михайловича Блуменфельда и блестяще закончил консерваторию с золотой медалью в 1930-м году.
В начале 1930-х годов Цфасман работал некоторое время тапёром в кино, затем — концертмейстером в балетной школе ГАБТа.
Тридцать лет в репертуаре выдающегося танцовщика Асафа Мессерера был хореографический номер «Футболист», специально для него написанный Цфасманом и поставленный Игорем Моисеевым.
В эти же годы Цфасман был дирижёром, основанного им первого московского джазового оркестра «АМА-джаз» (1926−30). В 1931-ом этот оркестр впервые исполнил джазовую музыку на радио и первым записал её на грампластинку («Аллилуйя»).
Оркестр также выступал в Саду «Эрмитаж», в ресторане «Казино» на Триумфальной площади, в фойе кинотеатров «Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком»), «Первый Госкино» (ныне «Художественный») и «Динамо». Именно оркестр под управлением Цфасмана первым исполнил джазовую музыку по советскому радио в 1927 году.
Следуя цитате издания «Полный Джаз»: "Он сумел выработать свой, неповторимый фортепианный стиль, который узнается мгновенно и запоминается на всю жизнь. Его красочный пианизм — брызжущая жизнелюбием виртуозность в сочетании с поэтическим изяществом — действовал и действует на слушателей, захватывая дух."
В 1932 году Цфасман организовал ансамбль «Московские ребята», известный как «джаз-оркестр Александра Цфасмана». Ансамбль выступал в ресторане «Савой», гастролировал по стране, в 1936 году принял участие в московских «Вечерах джаза».
Многие деятели музыкальной общественности, впервые услышав оркестр Александра Цфасмана, восторженно отзывались о высокой исполнительской технике музыкантов, но в особенности — их лидера, пианиста-виртуоза. О его оригинальных колоритных аранжировках известных произведений уже тогда слагали настоящие легенды в музыкальных кругах.
Исаак Дунаевский, очень интересовавшийся джазом, неоднократно посещал репетиции ансамбля. А молодой композитор и пианист, киевлянин Артур Полонский, посвятил Цфасману свою первую джазовую композицию «Джаз-фокстрот».
В годы Великой Отечественной войны джаз-оркестр Цфасмана выступал с концертами на фронтах, а Александр Наумович написал ряд песен на военные темы («Весёлый танкист», «Молодые моряки»). Цфасман по-настоящему был одним из первопроходцев стиля свинг в Советском Союзе.
Благодаря стараниям Цфасмана, в 1945 году впервые в СССР в Большом Зале Московской консерватории прозвучала "Rhapsody in Blue" Джорджа Гершвина, Александр Наумович солировал на фортепиано.
С 1946 год по 1952 Цфасман становится музыкальным руководителем театра «Эрмитаж». Одновременно он пишет музыку к кинофильмам и театральным постановкам.
В начале 50-х годов Шостакович написал музыку к фильму «Незабываемый 1919-й» и попросил Цфасмана исполнить партию фортепиано в большом оркестровом эпизоде — «нечто вроде концерта», как сказал сам композитор. «Для Вас это не представит трудности, — писал Шостакович Цфасману. — Сам же я это сыграть не смогу».
Пианистический талант Цфасмана вызывал восхищение не только у Шостаковича, но и таких выдающихся музыкантов, как Гольденвейзер, Игумнов и Генрих Густавович Нейгауз.
В декабре 1956 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся юбилейный концерт (50-летие и 40-летие творческой деятельности) Александра Цфасмана.
Будучи художественным руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радио, Цфасман сотрудничал с такими известными певцами, как Иван Козловский, Сергей Лемешев, Надежда Казанцева, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Владимир Бунчиков, Павел и Михаил Михайловы, Ефрем Флакс, Ружена Сикора.
Именно с Цфасманом начинали и работали известнейшие музыканты: Михаил Фрумкин, Эмиль Гейгнер, Александр Ривчун, Валентин Берлинский, Игорь Гладков. Звезда советского ударника Лаци Олаха взошла и сияла именно в оркестре Цфасмана.
В 1966 году Цфасман стал одним из учредителей и членом Международной джазовой федерации при ЮНЕСКО в одной делегации с Уиллисом Коновером и Алексеем Баташёвым.
Музыкант ушёл из жизни 20 февраля 1971 года в Москве. А 14 декабря 2006 - в год 100-летия Цфасмана, состоялся большой концерт в Колонном Зале Дома Союзов. К этой дате было восстановлено более 30 подлинных партитур оркестра Цфасмана.
_________________
Зима, крестьянин снова торжествует.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения