Я как-то миновал этап "Гномиков" и "Заек" и у меня сразу был подростковый велик "Школьник". После месяца езды и зависти всех соседских пацанов, этот велосипед у меня благополучно сперли из подъезда. На 15 минут оставил без присмотра.
Следующий мне купили аж через три года. Это был уже "Салют". Помню, мы дворовой командой гоняли на Хортицу каждые выходные. В команде были два "Салюта", три "Десны" и одна "Украина".
Кстати, с "Украиной". Это был велик для взрослых с высокой рамой и обычной была картина, когда какой-нибудь шпаненок, ехал на "Украине", выглядывая из-под рамы.
Самыми популярными велосипедами в 80-х были именно эти три: "Салют", "Десна" и "Украина".
"ВД–2" - детский велик (производили в Саратове). Такие еще застал. В двух детских садик, куда меня безвозмездно сдавали родители, были именно такие велики. Такой же был в центре проката спортивентаря на Профсоюзов. У них плохо держалось седло, потому это был скорее самокат. В пионерлагере мы на таких устраивали самокатные гонки. Велик не убиваемый, если не считать оторванного седла
"Бабочка" - предвестник "Зайчика". Выпускался в Туле, но на наших просторах встречался.
Гномик-4 Почему-то он был именно четвертым, что стало с предыдущими тремя, неизвестно)
"Зайка-3" Та же история, что и гномиком, только были люди, которые видели Зайку-2 и знали, что есть такой "Зайка-люкс". Это был переходный велик, но кататься на нем было позорно, из-за прицепленных к заднему колесу маленьких колесиков для равновесия. Впрочем, повзрослев, их сразу же снимали. Это был один из самых популярных великов, потому что производился он в Украине на Львовском лисапедном заводе.
"Школьник" - велосипед для подростков. если ты катаешься на таком, то ты уже "взросляк". Покупался где-то в третьем классе. Производился в Горьком.
"Орленок" - популярная версия подросткового велосипеда. Был и аналог - "Ласточка". Выпускал их сначала Минский завод, а потом Литва.
"Десна". Жуковский велосипедный завод выпускал знаменитые велосипеды "Десна". Это было уникальное на то время чудо техники. Велосипед можно было разбирать, а после этого (что редко для советской промышленности) еще и собирать. Как только появилась "Десна", стали появляться и аналоги. Как, пример - "Аист" (ответ из Минска).
"Салют". И другой популярный велосипед - "Салют". Как и "Десна", он был с открытой рамой, но более скоростной и с большими колесами. Производство - Пермский машиностроительный завод.
"Эврика-2". Как и "гномик" производился во Львове, но у нас их почему-то было мало.
"Минск". Как можно понять из названия. производился в Минске. Таких велосипедов одно время было много, но потом их почему-то вытеснили "Украины".
"Урал". Пермский завод. Редкий экземпляр на наших просторах. Аналог "Украины".
"Украина" - самый популярный велосипед на просторах советской Украины. Выпускался в Харькове на велозаводе Петровского. Было и велосипед с названием "Харьков", но "Украина" все-таки популярней.
"Турист" - высшая стадия развития советских велосипедов.
Был он с перевернутым рулем и выпускался тем же Харьковским заводом Петровского, который производил "Украину". Спортивные велосипеды выпускали и ранее, назывались обычно цифрами и производились в Москве. "Турист" запустили в производство в 1958 году и он был довольно массовым. В Запорожье его можно было купить в магазине "Олимпия" на Победе.