История свидетельствует, что государство можно завоевать одним из трёх способов.
Наиболее известный – завоевание через военный конфликт. В долгосрочном же плане, однако, этот способ наиболее рискован и обычно приводит к неудаче, поскольку побеждённые ненавидят захватчиков и при первом же удобном случае восстанут и вышвырнут их из страны. Для сохранения эффективного контроля требуется много сил, что вовлекает страну-завоевательницу в немалые расходы.
Второй метод – покорение посредством религии, при этом народ убеждают в том, что они обязаны платить захватчикам часть своих заработков в качестве "повиновения Богу". Такой способ завоевания уязвим перед философией или вооружёнными силами государства. Действительно, по своей природе религия не обладает вооружёнными силами для сохранения контроля, а покорённый народ может в одночасье лишиться иллюзий...
Третий метод можно условно назвать "экономическим захватом". Это происходит, когда страны начинают платить "дань" без использования видимой силы или принуждения. Таким образом, жертвы даже не понимают, что их завоевали. "Дань" собирается в форме "законных" долгов и налогов, и они верят, что платят для своего блага, для блага остальных, или для защиты от каких-либо угроз. Захватчики, таким образом, становятся "благодетелями" и "защитниками".
Хотя, последний способ далеко не самый быстрый. Обычно такой захват длится довольно долго, порабощённые не видят, чтобы против них собирались армии; религия остаётся более менее нетронутой. У жертв остаётся свобода слова и передвижения, они участвуют в "выборах" своих правителей. Не сознавая того, они завоёваны, и инструменты их же собственного общества используются для передачи их имущества захватчикам – после чего завоевание становится полным.©
|
|