Евгений Петров смог оценить и по своему переосмыслить Запорожье. Как и предыдущие художники, Николай Белоус и Юрий Ермоленко, он сделал свой проект на тему Запорожья, в котором никогда ранее не был, и только благодаря усилиям галереи Цех посетил его.
Запорожье, несмотря, на всю свою историю и природу умудряется оставаться не посещаемой провинцией заводского формата. Экологическая обстановка не дает развиваться туризму: ни обычному, ни культурному. Вместе с тем, у автора создается впечатление, что люди, живущие здесь, до конца еще не осознали своего положения и не видят большой трагедии, живя в городе а-ля промзона.
Наверное, поэтому, Петров усиливает присутствие завода в жизни его героев. Жестокость, уродство, фарс, монументализм, природа и, даже, спорт попали в поле зрения художника. Работы различные по сюжету, но выполненные в единой технике создают весьма странный образ места и времени. Это было, есть или только ждет нас? Не ясно. В некоторых сюжетах он акцентирует внимание на манящем советском прошлом. Прошлое, в котором у всех было одинаково светлое детство и одинаково мрачная взрослая жизнь. А что до будущего Запорожья, то будущее Евгений оставляет китайским детям…
Кстати о детях, название «Последняя Смена» продиктовано местом, в котором изначально данный проект должен быть представлен. В этом проекте был важен контекст, в который он помещен. Это, пожалуй, самый красивый пионерский лагерь, выполненный в стиле «сталинского ампира» в Украине. Лагерь окружают сады и парки, футбольное поле, собственный пляж. И самое главное все это находится на острове Хортица, прямо над Старым Днепром. Спальные корпуса и столовая с коллонадой представляют собой единый архитектурный ансамбль. Между строениями ритмично вписаны полувековые ели, крымские сосны, кленовые дубы и платаны. Стоит отметить, что первоначальный вид всего этого чуда остался нетронутым. В этом замечательном месте в летнее время отдыхали советские пионеры, которые вырастали, потом уезжали или оставались в городе, но уже никогда не возвращались в него за своими детьми. Все изменилось, а лагерь остался. И те, кто были в последней смене последнего лета СССР, сейчас уже врядли соберутся вместе, разве что на выставку посвященной их родному городу, да и то, только в Интернете.
По непонятным причинам руководство завода, которому принадлежит лагерь, отказало нам в проведении данной выставки. Надеемся, что это не окончательное решение, поскольку Запорожье имеет все шансы стать культурным плацдармом независимой Украины.
Александр Щелущенко