Сейчас многие считают, что по-настоящему качественные автомобили могут делать только в Западной Европе и Японии, что “Запорожец” – вершина отечественной конструкторской мысли и на большее мы ментально не способны. Но так ли это?
Ровно 148 лет назад, 3 января 1865 года, в селе Андреевка под Бердянском родился выдающийся русский автоконструктор – изобретатель автомобильных, судовых и авиационных двигателей Борис Григорьевич Луцкий (Луцкой). Именно в Андреевке он получил начальное образование. Но известен стал, когда работал за границей. Борис Луцкий продолжительное время был главным инженером (техдиректором) фирмы Daimler. Заметим, что именно немецкий конструктор Готлиб Даймлер организовал в 1890 г. компанию Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) по производству мощных двигателей для использования на земле, в небесах и на море. Этот лозунг стал основой для знаменитой трехконечной звезды – логотипа современной компании MercedesBenz. Поэтому не удивляйтесь, что и русский конструктор имел такой же широкий профиль.
Но вернемся к началу пути. Известно, что Боря Луцкий закончил с отличием реальное училище в Севастополе. Наиболее преуспевших в науках учеников посылали за границу для продолжения образования. Луцкий, несомненно, относился к их числу, поскольку о его командировании за границу хлопотал сам директор училища князь Урусов. 27 октября 1882 года юный Боря Луцкий поступил в Мюнхенский политехнический институт. Еще будучи студентом, он получил патент на изобретенный им двигатель, у которого клапаны приводились в действие общей толкающей штангой.
Одновременно с инженерным дипломом Борис получил ряд приглашений от немецких компаний. Он понимал, что в России не удастся реализовать свой потенциал. Тем не менее решил вернуться для “отбытия воинской повинности”, отложив окончательный выбор на потом. Отбыв “повинность”, всетаки решил уехать опять в Мюнхен, но на этот раз русский инженер прибыл в него с чертежами изобретенного им двигателя.
Изобретатель нашел поддержку сначала завода “Кеберс”, предоставившего базу для реализации идей. А в конце 1890 г. получил приглашение от одной из крупнейших фирм Германии – “Нюрнберг А. Г. Машиненбау”, сейчас известной под аббревиатурой “МАН”. Ему предложили место главного инженера. Одновременно компания купила патент на его газовый мотор, а действие патента стало распространяться на всю Германию. Какой инженер в 25 лет откажется от столь заманчивого предложения? И скоро Луцкий оказался в Нюрнберге, где прошли следующие шесть лет его жизни. За это время им было налажено серийное производство двигателей внутреннего сгорания и разработано несколько новых экспериментальных моделей.
В 1897 г. он основал в Берлине собственное конструкторское бюро и стал сотрудничать с инженером А.Альтманом, владевшим заводом по производству стационарных двигателей под Берлином. Позднее это предприятие было поглощено фирмой Даймлера. Осенью того же года Луцкий вместе с Г. Даймлером, Р. Дизелем, Л. Лонером, Э. Румплером и Э. Ван дер Зипеном стал одним из основателей “Европейского автомобильного союза”. Не имея собственного производства, он начал сотрудничать с фирмой “Даймлер”, внес немалый вклад в создание грузовых (первых для этой фирмы) и легковых автомобилей “Даймлер”, “ДаймлерМариенфельдс”, входил в совет директоров дочернего даймлеровского предприятия. Итогом работы Луцкого стало множество технических новинок, в том числе опробованных на автомобилях Mercedes. Штампованная стальная рама, зажигание от магнето “на отрыв”, Тобразная головка цилиндров, 4цилиндровый вертикальный блок двигателя, ножной акселератор вместо ручного, поставленный перед двигателем радиатор – вот лишь небольшой перечень внедрений Бориса Луцкого.
По отзывам современников (1899 г.), двигатели Луцкого могли быть “поставлены наряду с лучшими бензиномоторами”. В качестве ведущего конструктора фирмы “Даймлер” Б.Г. Луцкий создал множество моделей легковых и грузовых машин, которые отличались самыми передовыми инженерными и дизайнерскими решениями.
Впервые автомобили с маркой Loutzky появились на выставке в Берлине в 1899 г. Они были построены фирмой Gesellschaft fur AutomobilWagenbau, причем Луцкий к тому времени уже стал ее директором. В 1900 г. на Берлинской выставке был показан легковой автомобиль Луцкого, заслуживший восторженные оценки немецких специалистов. Характерно, что бензиновый двигатель этого автомобиля был расположен под сиденьем. В целом, по признанию очевидцев, двигатель и шасси легкового автомобиля Луцкого превосходили лучшие зарубежные образцы того времени. Все четыре модели Луцкого, представленные на выставке, получили золотые медали. Мотор почтовой машины, изобретенной им, запускался прямо с места водителя при помощи специального рычага (такой себе “ключ зажигания”), что было по тем временам большой редкостью, ведь автомобили тогда заводили вращательной ручкой впереди двигателя, а потом запрыгивали на водительское место на ходу.
Следующей автомобильной конструкцией Луцкого был грузовой автомобиль с многоцилиндровым двигателем, демонстрировавшийся на Всемирной выставке 1900 г. в Париже и отмеченный серебряной медалью. Грузоподъемность автомобиля составляла около 5 т, средняя скорость движения достигала 11 км в час. Вес грузовика, однако, был достаточно большим для грунтовых дорог того времени – без груза он весил около 4 т. Исходя из свойств дорожных покрытий, Луцкий в дальнейшем довел вес своих грузовых машин до 2 т, а полезную нагрузку – до немногим менее 2 т.
Связав судьбу с Германией, Борис Григорьевич тем не менее всегда хотел быть полезным и своему Отечеству. Считая автомобиль транспортом будущего, он полагал для себя делом чести начать его распространение и в России. Хорошо зная российские порядки, Луцкий прекрасно понимал, что эту проблему можно решить только “сверху”. Неформального выхода на российские правительственные круги у инженера не было, поэтому он решил идти официальным путем. В 1900 г. Борис Григорьевич обратился с письмом к русскому военному агенту в Берлине. В нем он предложил России свои услуги и проект. Согласно описанию самого конструктора, это был “четырехколесный самокат весом в 400 килограммов для передвижения скорострельного орудия, 500 патронов и трех человек”. Этот “пулеметный” автомобиль развивал скорость до 48–58 км/ч. Вот выдержка, где Луцкий объясняет причины, побудившие его обратиться к русскому правительству: “Желая посильно быть полезным своему Отечеству, я позволю себе сделать Вашему сиятельству некоторое сообщение о моих последних изобретениях по применению автомобиля для передвижения скорострельных орудий...”.
Разумеется, Луцкий прекрасно сознавал, что в Германии его изобретение будет реализовано скорее, нежели в России, но поскольку дело касалось обороноспособности государства, он предложил свои услуги именно русскому военному министерству. Изза того, что на эксперименты с новым автомобилем уходили практически все зарабатываемые им деньги, инженер был вынужден просить у русского правительства на продолжение работ субсидию в 4 тыс. рублей. Скорее всего, именно поэтому предложение Луцкого осталось без положительного ответа. Но если Артиллерийский комитет, куда в конечном итоге попало письмо, не воспользовался предложением изобретателя, то Морское ведомство решило иначе. Оно заказало для своих нужд грузовик грузоподъемностью в 300 пудов. Машина была доставлена в СанктПетербург и использовалась для доставки грузов из Колпина в Петербург и обратно. Автомобильная транспортировка оказалась в пять с лишним раз дешевле, чем применение гужевого транспорта. Вскоре были приобретены еще два автомобиля, построенных компанией Daimler по проекту Луцкого. Они прибыли в марте 1901 г.
Во время Всемирной выставки в Париже Луцкий руководил ее автомобильным отделом, где встретился с адмиралом Верховским, который предложил выгодный заказ для русского флота – поставки двигателей для подводных лодок и катеров. Этот заказ фирма “ДаймлерМариенфельдс” выполнила, а часть его (по ее чертежам) сделал СанктПетербургский завод Лесснер. Когда П.А. Лесснер заключил с фирмой Даймлера договор о постройке лицензионных бензиновых двигателей и автомобилей, Луцкий был назначен консультантом. На петербургском заводе при его участии создавались и выпускались автомобили.
Вклад русского инженера в совершенствование моторов был огромен. Немецкий исследователь Г. Браунбек утверждал: “Луцкой является пионером 4цилиндровых и 6цилиндровых двигателей”. А вот что написано в № 18 за 1901 год популярного тогда журнала “Циклист”: “Луцкой стоит во главе как моторного, так и автомобильного дела”.
30 апреля того же года Луцкий был представлен императору Николаю II, в присутствии которого продемонстрировал свои достижения, был им поддержан, впоследствии награжден высоким орденом Святого Станислава. Царь присвоил Луцкому звание пожизненного почетного гражданина России, что автоматически означало и потомственное дворянство. Именно после этого инженер стал подписываться “фон Луцкой”. Но главное, что все его три машины были тут же куплены военным российским ведомством и заказано множество других машин.
Не теряя надежды оснастить автомобилями русскую армию, Борис Григорьевич предложил попробовать свои машины на ежегодных военных маневрах. Военное ведомство дало согласие, и летом 1902 г. на маневрах под Курском дебют, наконец, состоялся. Любопытно, что Луцкий не только “взялся доставить автомобили в штаб Южной армии, но и содержать их во все время маневров на собственный счет без всяких расходов от казны”. И вот 28 августа на маневрах появились две новые машины: грузовик на 150 пудов с двигателем 16 л.с. и 4местный легковой автомобиль “для штабной службы”, который в следующем году поступил в Киевский военный округ.
Окончание следует..
Александр Серебряков, ЗС-Перекур
|