Форум Запоріжжя

ЗаБор - міський портал Запоріжжя
Текущее время: 28 мар 2024, 14:24

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Умер Федор Муравченко
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 09:30 
8 февраля в реанимации Центра экстремальной медицины (5 городская больница Запорожья) умер генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс» , Герой Украины, Почетный гражданин Запорожья Федор Муравченко.

Изображение

Смерть констатировали в 18.30. Причину смерти врачи не озвучили, однако отметили, что он страдал хроническим заболеванием легких.
Сообщает Политсовет.


Федор Михайлович Муравченко — генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс» доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, лауреат государственных премий СССР и Украины, кавалер многих орденов и медалей, Герой Украины.

18 марта 1929 - 8 февраля 2010

[правлено модератором]

Образование:

Харьковский авиационный институт (1954 г.), авиамоторостроение
Днепропетровская спецшкола ВВС

Трудовая деятельность:

1989 г. – Генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс», утвержден ответственным руководителем предприятия;
1983 г. – гл. конструктор, первый заместитель руководителя ЗМКБ «Прогресс»;
1967 г. – приказом МАП СССР назначен зам.гл. конструктора по экспериментальным работам;
1965 г. – ведущий конструктор;
1959 г. – начальник конструкторской группы по запуску двигателей;
1954 г. - Запорожское ОКБ, инженер-конструктор;
Трудовую карьеру начал в сельской кузне в неполных 15 лет.


Международная инженерная академия, в которую входит 60 стран и где решения принимаются всем составом президиума (а это 16 президентов национальных академий), присвоила ему звание — «Выдающийся инженер XX столетия». Всего же в послужном списке Федора Муравченко — более 50 государственных и общественных наград и почетных званий.


Биография

Изображение

Родился Федор Михайлович на Днепропетровщине, в селе Запорожье-Грудовато Синельниковского района. Вскоре семья переехала в соседнее село — Призово, где прошли детские и юношеские годы будущего генерального конструктора.

Федор был восьмым из девяти детей Варвары Мироновны и Михаила Ефимовича. Болезни и голод 1932—1933 гг. унесли жизнь семерых. Выжили только два сына: младший — Федор и старший — Иван. В 1954 году Федор Муравченко с отличием окончил ХАИ и с красным дипломом инженера-авиамоторостроителя прибыл в Запорожское ОКБ № 478 (сегодня ГП «Ивченко-Прогресс»). Вместе с ним в коллектив конструкторского бюро, возглавляемого Александром Ивченко, влилась многочисленная группа его однокурсников. Это был один из самых сильных выпусков Харьковского авиационного института. Наступал новый этап в развитии отечественной авиации — эра газотурбинных двигателей, и советская промышленность остро нуждалась в таких специалистах.

К тому времени созданные коллективами Антонова, Ивченко и Миля легкомоторные самолеты и вертолеты заполнили пробел в этом классе авиации. Пришла пора включаться в создание летательных аппаратов средней размерности, но для этого были нужны турбовинтовые и турбовальные двигатели.

Правительство приняло постановление о создании транспортно-десантного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями. Александр Ивченко получил задание разработать для него модификацию силовой установки на базе опытного турбовинтового двигателя ТВ-2 конструкции Н. Кузнецова. Но для выполнения такого задания не было соответствующих производственных помещений и оборудования, не хватало специалистов. Так Федор Муравченко и оказался в Запорожье.

В должности инженера-конструктора Федор Михайлович сделал многое для победы газотурбинного двигателя АИ-20 в конкурентной борьбе с другими разработчиками силовых установок.

В 1960 году за создание АИ-20 А. Ивченко и его соратники В. Лотарев, А. Пантелеев, А. Зленко и А. Шведченко были удостоены Ленинской премии.

Позже, в 1993 году, по инициативе Ф. Муравченко правительство Украины своим постановлением присвоит конструкторскому бюро «Прогресс» имя академика А. Ивченко, а с 1997 года двигатели, создаваемые КБ имени А. Ивченко, вновь станут маркировать литерами «АИ» — в честь основателя конструкторского бюро.

В 1959-м в КБ создают бригаду по запуску двигателей, и Ф.Муравченко назначают ее начальником. То, чем занималась бригада, для КБ было абсолютно незнакомым делом. Но Федор Михайлович верно предугадал перспективность воздушной системы запуска газотурбинного двигателя. Такая система впервые в СССР разрабатывается под его руководством, она сменила сложную и громоздкую электрическую систему запуска. Профессионализм, талант и самоотдача Муравченко проявились и тогда, когда год спустя он возглавил бригаду, разрабатывающую камеры сгорания.

Сплотив вокруг себя коллектив единомышленников, среди которых были Н.Жило, Э.Цыбульский, И.Сосницкий, Федор Михайлович сумел найти оригинальные, новаторские решения в исследовании кольцевых камер сгорания.

Когда А.Ивченко озадачил конструкторов идеей «приземления» авиационных газотурбинных двигателей, отработавших свой ресурс на «крыле», именно ведущему конструктору Ф.Муравченко было поручено руководить этим важным направлением. В сжатые сроки удалось выполнить колоссальный объем работ по использованию авиадвигателей в качестве газотурбинных приводов индустриального назначения — в энергетике, перекачке газа и нефти, пожаротушении. Насколько значимы были эти работы, проведенные под его руководством, свидетельствует хотя бы такой факт: сегодня на всем постсоветском пространстве нет ни одного ОКБ, которое не имело бы индустриальных вариантов газотурбинных двигателей, построенных на базе авиационных.

Высокий профессионализм, упорство, необыкновенный талант экспериментатора получили надлежащую оценку, и в 1967 году Федору Михайловичу доверили в качестве заместителя главного конструктора возглавить разработку первого в СССР турбореактивного двигателя Д-36. Создание самолета Як-42 с двигателями Д-36 стало важнейшей вехой в истории отечественного авиадвигателестроения.

В начале 70-х Ф.Муравченко выдвинул идею создания вертолетного газотурбинного двигателя Д-136 на базе двухкаскадного газогенератора двигателя Д-36. Этот замысел был осуществлен в 1978 году, а уже в феврале следующего года не имеющий аналогов по мощности (свыше 11 тыс. лошадиных сил) и экономичности двигатель Д-136 впервые поднял в небо самый большой в мире вертолет Ми-26. За участие в создании нового вертолета Ф. Муравченко в 1984 году была присуждена Государственная премия СССР.

Благодаря очередной реконструкции предприятия в ГП «Ивченко-Прогресс» появились новые испытательные стенды, современные станки и оборудование, что позволило реализовать доселе невыполнимые технические решения. Предприятие вышло с предложением создать самый мощный в мире двигатель — теперь уже не для вертолета, а самолета. Речь шла о двигателе Д-18 для Ан-124 «Руслан». При его разработке был использован опыт создания Д-36.

Во время работы над Д-18 был сделан колоссальный скачок в развитии отечественного авиастроения, укреплении его материальной базы (создавались не только новые виды оборудования, но и открытые испытательные площадки, и даже новые цеха). Над внедрением в серийное производство самолета Ан-124 трудилось более ста предприятий всего СССР.

Первый полет Ан-124 ОКБ им. О. К. Антонова с двигателями Д-18Т совершил в декабре 1982 года. Только через пять лет полномасштабные испытания «Руслана» были успешно завершены, и с февраля 1987 года самолет начал поступать на вооружение ВВС и использоваться в народном хозяйстве. Вскоре он стал самым востребованным в транспортной авиации.

За плодотворную работу в области самолетостроения и создание двигателя Д-18Т генеральный конструктор Ф.Муравченко был удостоен Государственной премии Украины.

Конструкторское бюро Федор Михайлович возглавил в 1989 году, когда все ёмкие программы, ранее заложенные в основу деятельности предприятия, были практически реализованы. Предстоял поиск иных перспективных тематических направлений работы. Он лично формулировал концепции и разрабатывал научно-технические решения, определяя пути, методы и средства при проектировании, а также доводке высокоэффективных авиационных двигателей, их узлов и систем.

Ф.Муравченко — автор более 180 научных трудов и публикаций, имеет 42 авторских свидетельства на изобретения. Он предложил и обосновал основные концепции комплексного решения создания и доводки семейства высокоэффективных турбореактивных двигателей с большой степенью двухконтурности. Эти силовые установки не имеют аналогов в отечественном авиадвигателестроении, а в ряде случаев — и в мировой практике. В частности, Федор Михайлович разработал научные основы создания двигателей трехвальной системы с установкой каждого ротора на двух опорах. Ему принадлежит авторство модульной конструкции авиационных двигателей; высоконадежных опор роторов турбины, работающих в сложных условиях.

Высокий потенциал надежности, заложенный в двигатели, дал возможность продлить их летную жизнь в 4—15 раз, а само понятие «ресурс» стало неотъемлемой составляющей имиджа фирмы «Прогресс».

При непосредственном участии и под руководством Ф. М. Муравченко созданы авиационные двигатели, которые эксплуатируются на самолетах Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрія», Ан-140, Ту-334, Бе-200, Як-130, Ан-74ТК-300, Ан-148 и на вертолете Ми-26. А также на создаваемых самолетах Ан-70, Ту-324, Ан-124-100, EV-55, L-15, L-39М, вертолетах Ми-2М, Ка-226, «Ангел».

В 2009 году в Запорожье на доме №5 по улице Омской торжественно открыли доску почета в честь Фёдора Муравченко.


Вернуться к началу
  
 



 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 09:51 
Человек-легенда. Светлая ему память


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 10:30 
Светлая память, да. Один из мастодонтов нашего города. Один из тех, кем можно гордиться. Только зачем вторую фотку с Бастрыгой поставили не понятно.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 10:31 
Добрейший был человек.Вечная память.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 10:47 
Не в сети
Аморал
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2009, 01:29
Сообщения: 1410
Откуда: с вершин небесных, до которых вам, дебилам, в жизнь не добраться
Светлая память великому человеку


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 11:19 
Светлая память.


На фото где плакат "Ореховский район", по-моему, Иван Бастрыга изображен. Проверьте товарищи, а то как-то некорректно может выглядеть.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 12:16 
Админы, поправьте инфу, там на втором фото Бастрыга, а не Муравченко.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 12:17 
Точно Бастрыга ...


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 13:21 
Светлая память и земля пухом! Замечательный был человек


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 13:56 
А вы в курсе что 4 февраля на телеканале Алекс прошла программа "Точка зрения" с сухим. Ведущий Кузенко. Так вот сухой назвал Федора Михайловича старым маразматиком. После этого Муравченко слег в больницу...

Смерть этого человека на совести этих двоих уродов...


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 14:42 
На всех фото Муравченко Федор Михайлович! Генерал ЗМКБ! земля пухом!
* админ удали сообщения про Бастрыгу


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 14:56 
Светлая Память...

Помню он когда-то сильно по тв на масонов в нашем правительстве наехал, смелый поступок.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 15:09 
Не в сети
Почётный ZаБорАвец I ст.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 июн 2009, 21:22
Сообщения: 354
Светлая память...


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 15:42 
Не в сети
Почётный ZаБорАвец III ст.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:46
Сообщения: 200
Хороший был человек.
Вечная память!


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 17:59 
Не в сети
МегаПисец

Зарегистрирован: 30 янв 2010, 14:45
Сообщения: 71
Вечная память. Такими людьми нужно гордиться.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 18:11 
Светлая память.

гостья писал(а):
А вы в курсе что 4 февраля на телеканале Алекс прошла программа "Точка зрения" с сухим. Ведущий Кузенко. Так вот сухой назвал Федора Михайловича старым маразматиком. После этого Муравченко слег в больницу...

Смерть этого человека на совести этих двоих уродов...


О чем вы говорите, как это Кузенко мог такое гостю сказать. Это бред и поклеп.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 19:53 
К сожалению без политиики не обошлось (. ФМ слег, когда понял что кандидат в президенты, которого он поддерживал, проиграл. При новом президенте Прогресс будет быстро приватизирован и за бесценок подарен Богуслаеву ((. Светлая память человек, имевшему свои убеждения и не шедщему на поводу толпы ((


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 фев 2010, 21:20 
Не в сети
МегаПисец

Зарегистрирован: 30 янв 2010, 14:45
Сообщения: 71
Калисто писал(а):
Светлая память.

гостья писал(а):
А вы в курсе что 4 февраля на телеканале Алекс прошла программа "Точка зрения" с сухим. Ведущий Кузенко. Так вот сухой назвал Федора Михайловича старым маразматиком. После этого Муравченко слег в больницу...

Смерть этого человека на совести этих двоих уродов...


О чем вы говорите, как это Кузенко мог такое гостю сказать. Это бред и поклеп.

Будь внимательней написали что эту фразу сказал Сухой, а зная его неуравновешеность все может быть :twisted:


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10 фев 2010, 01:31 
Не в сети
-КРАСАВЧЕГ ZаБора-
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2010, 16:56
Сообщения: 1349
Откуда: Запорожье
Обидно, что уходят лучшие, а сухие остаются

_________________
Врач-это не профессия, а призвание.
НИКОГДА НЕ ПОЛАГАЙТЕСЬ НА РЕШЕНИЕ ВРАЧА. Врач принимает решение исходя из своих личных предпочтений и жизненных оценок.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10 фев 2010, 17:16 
Похороны Муравченко (с Политсовета)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 фев 2010, 00:48 
гостья писал(а):
А вы в курсе что 4 февраля на телеканале Алекс прошла программа "Точка зрения" с сухим. Ведущий Кузенко. Так вот сухой назвал Федора Михайловича старым маразматиком. После этого Муравченко слег в больницу...

Смерть этого человека на совести этих двоих уродов...


Это брехня. Сухой никогда не называл Муравченко маразматиком. Грешно такую напраслину возводить. Боженька он все видит таким пакостникам, как ты по заслугам.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Умер Федор Муравченко
СообщениеДобавлено: 17 фев 2010, 21:05 
Не легенда он-факт
Поспрошайте у прогрессовцев
Силен был покойный по партийной линии-это да!
и Лотареву услуживал
А Авторы его докторских опусов на Капустянке кто-кто в Израиловке
Безвременье выдвигает мизеров!
Жаль разочаровывать


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20 фев 2010, 15:27 
Стянул эту статью с сайта Мисто (ссылку что-то на форум не получается кинуть). Думаю будет интересно всем.


Смерть Федора Муравченко: Причины и последствия

8 февраля 2010 года перестало биться сердце великого запорожца, выдающегося человека, Героя Украины, руководителя конструкторского бюро «Ивченко-Прогресс» Муравченко Федора Михайловича.

Федор Муравченко скончался на 81-м году своей жизни. Как заявили официально, он умер вечером, в 19-30, в центре экстремальной медицины 5-й городской больницы Запорожья. По этой версии, генеральный конструктор умер из-за хронического легочного заболевания, которое обострилось в последнее время. По версии же «Белой Стрелы» причина смерти легендарного человека была другой, и про это мы расскажем чуть ниже.

В связи со смертью выдающейся личности действующий Президент Украины Виктор Ющенко выразил свои соболезнования. Было перенесено заседание Кабмина, а участники нынешнего политического ралли в борьбе за президентское кресло даже изменили свои графики, чтобы прибыть в Запорожье на похороны Федора Михайловича (но из-за погоды эти планы не сбылись). Центральные телевизионные каналы, и не только украинские, но и российские передали в эфир сообщение о смерти выдающегося конструктора.

ЖИЗНЬ ГЕРОЯ

Родился Федор Михайлович 18 марта 1929 года и был восьмым из девяти детей в семье. Трехлетним мальчиком Федор перенес лютый год украинского голода, унесшего жизнь семерых детей семьи. Выжил только он и его старший брат Ваня. С 15 лет Федор Михайлович уже тяжело работал, начиная свой долгий трудовой путь в кузне. В 1954 году Федор Муравченко окончил Харьковский авиационный институт с красным дипломом. Сразу же после окончания вуза молодой инженер начал работать в Запорожском ОКБ № 478, известном сегодня во всем мире как КБ «Ивченко-Прогресс». С первых же дней своей работы в конструкторском бюро Федор Муравченко приступил к выполнению сложнейших инженерных задач в области авиамоторостроения, которые диктовались научно-техническим прогрессом того периода времени. Под руководством Александра Ивченко, который возглавлял КБ, сформировалась уникальная команда высококлассных инженерных кадров, в которой зрел и профессионально рос будущий Герой Украины.

В 1959-м в конструкторском бюро была создана бригада запуска двигателей, а Федор Михайлович был назначен ее руководителем. Впервые в СССР коллектив под руководством Муравченко успешно справился с задачами по разработке воздушной системы запуска газотурбинных двигателей, которая пришла на смену устаревшим электрическим системам запуска. Следующим инженерным достижением команды под руководством Федора Муравченко стала конструкторская разработка и инновационные решения кольцевых камер сгорания.

В 1965 году Федор Муравченко, как конструктор возглавил перспективный проект по внедрению авиационных технологий в другие отрасли народного хозяйства СССР, и под его руководством на базе авиационных технологий были разработаны уникальные решения для буровых и корабельных установок. В 1967 году Муравченко стал заместителем главного конструктора КБ.

В 70-х годах Федор Муравченко предложил идею создания вертолетного газотурбинного двигателя Д-136 мощностью свыше 11 тысяч л.с., который впервые в мире поднял самый тяжелый, в то время, вертолет МИ-26. Впоследствии планка КБ была поднята еще выше – коллектив взялся за разработку уникального двигателя Д-18Т для самого большого в мире самолета АН-124 («Руслан»). В 1982 году супертяжеловес «Руслан» совершил свой первый полет.

В 1984 году Федору Муравченко была присуждена Государственная премия СССР. В 1989 году Федор Михайлович Муравченко возглавил конструкторское бюро.

При непосредственном участии и под руководством Федора Муравченко созданы авиадвигатели, которые эксплуатируются на самолетах: Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрія», Ан-140, Ту-334, Бе-200, Як-130, Ан-74ТК-300, Ан-148 и на вертолете Ми-26. А также на создаваемых самолетах Ан-70, Ту-324, Ан-124-100, EV-55, L-15, L-39М, вертолетах Ми-2М, Ка-226, «Ангел».

Федор Муравченко является автором более 180 научных работ и публикаций, имеет 42 авторских свидетельства на изобретения. Именно Муравченко предложил и обосновал базовые концепции комплексного решения создания и доводки семейства высокоэффективных турбореактивных двигателей с большой степенью двухконтурности. Эти уникальные силовые установки не имеют аналогов в отечественном авиадвигателестроении, а в отдельных примерах и в мировой практике. Федор Муравченко является автором модульной конструкции авиационных двигателей и высоконадежных опор роторов турбины, работающих в сложных условиях.

Авторитетнейшей Международной инженерной академией Федору Михайловичу было присвоено звание «Выдающийся инженер XX столетия». Федор Муравченко является доктором технических наук, профессором, членом-корреспондентом Национальной академии наук Украины, лауреатом государственных премий СССР и Украины, кавалером многих орденов и медалей, Героем Украины, и имеет многочисленные почетные звания и общественные награды. Федор Муравченко является заслуженным деятелем науки и техники, а также обладателем звания «Почетный гражданин города Запорожье», которое было присвоено ему решением горсовета за большой личный вклад в развитие науки и промышленности Украины и Запорожского региона, а также за весомый вклад в социально-экономическое развитие города Запорожья.

ТРАГЕДИЯ В ИРКУТСКЕ

Пожалуй, авиакатастрофа в Иркутске унесла не только жизни многих людей, но и существенно сократила продолжительность жизни самого Федора Муравченко. По его личному признанию, сделанному им еще живым, день 6 декабря 1997 года навсегда остался в его памяти.

День, когда самолет АН-124 («Руслан»), взлетая с иркутского аэродрома, потерпел крушение, упав на жилой дом. Погибли десятки людей. Госкомиссия утверждала, что причиной катастрофы стали помпажи двух двигателей Д-18Т и отказ электромагнитного клапана на третьем двигателе. Федор Муравченко остро воспринял вывод госкомиссии и посчитал своим личным долгом выяснить все обстоятельства авиакатастрофы, проведя тщательное исследование ее причин. Сверхответственный конструктор не мог поверить, что люди погибли из-за конструктивных недоработок созданного им двигателя.

Федор Муравченко провел фундаментальные исследования для установления истинных причин остановки двигателей, в результате которых было доказано, что проблема заключалась не в двигателях, а в малоизученных свойствах воды. Исследовательский ум гения не только доказал безосновательность обвинений в сторону моторостроителей, но и продемонстрировал всю многогранность своих уникальных возможностей. Итогом проведенной работы явилось появление на свет целой серии научных статей, где Федор Муравченко изложил свое оригинальное видение современных проблем воды. В этих работах он раскрылся не только как талантливый естествоиспытатель, но и как философ, имеющий основательный духовный фундамент.

Например, рассуждая в своей работе о природе воды, Федор Михайлович писал: «Для воды пар является ее интеллектом и душой. А душа бессмертна. Этот симбиоз появился на Земле одним из первых, является одним из главных правителей, создавших условия для жизни на Земле, и уйдет с нашей Земли последним».

Известно, что в ходе труднейшей исследовательской работы над установлением причин гибели самолета, Федор Муравченко провел целую серию экспериментальных опытов, и на одном из них получил ожег легких жидким азотом.

КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Конструкторское бюро «Ивченко-Прогресс» является государственным предприятием и полностью звучит как ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко». Это государственное предприятие входит в состав Министерства промышленной политики Украины.

Сферой деятельности КБ «Ивченко-Прогресс» является: проектирование, изготовление, сертификация, ремонт, испытание, доводка и постановка на серийное производство газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения.

Исторически сложилось, что КБ «Прогресс» неразрывно было связано с крупным запорожским моторостроительным предприятием ОАО «Мотор Сич». Если первое всегда было и оставалось государственным предприятием, то за короткую историю Украины «Мотор Сич» претерпело целый ряд акционерных пертурбаций, в результате которых контроль над предприятием перешел в частные руки. Возглавляет «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, который и является основным акционером завода по производству авиадвигателей.

Известно, что отношения между руководителями двух мощных структур были непростыми. Вячеслав Богуслаев – представитель новой формации, бизнесмен и промышленник, для которого производство авиадвигателей стало личным бизнесом. Федор Муравченко же всегда придерживался приоритетности государственных интересов и считал, что такого уровня предприятия – это достояние народа и они не могут принадлежать частному бизнесу.

Благодаря такой жизненной позиции Федора Муравченко, государственное конструкторское бюро «Прогресс» было сохранено от разграбления, начиная со смутных времен начала 90-х годов, вплоть до наших дней. И не только сохранено, но и выведено на совершенно новый качественный уровень своего развития.

Чего это только стоило Федору Михайловичу, поведать смог бы только он сам, но к глубочайшему сожалению, мы про это уже никогда не узнаем. Остается лишь только догадываться, сколько здоровья положил Федор Муравченко, чтобы сохранить КБ, развить и приумножить уникальное достояние украинской государственности.

Несмотря на все личные усилия Муравченко по сохранению государственного предприятия, все-таки, периодически КБ «Прогресс» появлялось в списке кандидатов на приватизацию. Удивительно, как искренне и бескомпромиссно ратовал за государство этот легендарный человек, и как этим же государством все время предавался. Наверняка, Федор Муравченко понимал, что рано или поздно его усилий окажется недостаточно и конструкторское бюро перейдет под контроль олигархических интересов. Именно поэтому, генеральный конструктор все время искал способы защитить предприятие от неминуемой приватизационной участи.

Вынужденную защиту он видел в объединении с «Мотор Сич». Именно вынужденную, так как очень долго не соглашался на взаимозависимый союз, но постоянная угроза того, что государство выставит КБ на продажу, подтолкнула Федора Муравченко к движению в сторону «Мотор Сич».

12 января 2007 года ОАО «Мотор Сич» и ЗМКБ «Прогресс» подписали учредительный договор о создании объединенной «Корпорации Ивченко». Задачей объединения было сохранить целостность авиамоторостроительного комплекса и получить ряд конкурентных преимуществ, благодаря приобретенной законченности всего производственного цикла. Объединение позволило оптимизировать все исследовательские и производственные процессы двух отраслевых предприятий авиационного рынка.

Федор Муравченко неоднократно подчеркивал, что это объединение для него не только шаг в укреплении позиций КБ, но и возможность сохранить трудовой коллектив и улучшить их условия труда, что для генерального конструктора всегда было приоритетным в его деятельности.
Несмотря на подписание этого документа, все-таки, это объединение не стало юридически законченным. Два предприятия как были, так и остались отдельными структурами, а объединяющее слово «корпорация» носило лишь маркетинговый смысл. В реальности же, юридически никакой корпорации не существовало.

СМЕРТЬ ЛЕГЕНДЫ

Умер Федор Михайлович на 81-м году своей жизни. Несмотря на то, что в последнее время его здоровье было уже, конечно же, не богатырским, и он страдал сердечными расстройствами, тем не менее, известно, что даже в таком преклонном возрасте он до последнего сохранял потрясающую остроту ума, чувство юмора, был открытым, общительным, и энергичным. Выше мы уже упоминали, что на одном из экспериментов Федор Муравченко получил ожег легких, а официальная версия его смерти была заявлена как хроническое легочное заболевание.

Но у «Белой Стрелы» есть и неофициальная версия. Как всем известно, в воскресенье, 7 февраля в Украине проходил второй тур выборов Президента. А с 3 февраля Федор Муравченко находился на профилактическом лечении в больнице предприятия «Мотор Сич». Безусловно, несмотря на режим лечения, Федор Михайлович планировал голосовать, так как был сознательным гражданином, настоящим патриотом, и всегда имел свою четкую политическую позицию. Принять участие в голосовании для него значило намного больше, чем просто поставить галочку в бюллетене.

5 февраля в больницу поступили избирательные списки от участка, расположенного в средней школе № 12. Каково же было его разочарование, когда выяснилось, что его имени там нет. В списках были имена абсолютно всех пациентов, и всего медицинского персонала, дежурившего в это воскресенье, но не было имени генерального конструктора всемирно известного конструкторского бюро. Последние утверждения списков были сделаны 3 февраля, и после этой даты внести в список избирателя было уже проблематично. Федор Михайлович очень сильно разволновался.

Его дочь начала выяснять причины такого недоразумения. Члены комиссии заявили, чтобы Муравченко обращался в Шевченковский суд. Пожилой человек, еще сильнее расстроился такому повороту событий. До самого дня голосования Федор Муравченко не был включен в список, и именно из-за этого у него произошло сердечное обострение на фоне его хронических заболеваний. Вечером воскресного дня состояние Федора Михайловича резко ухудшилось. Он был переведен в реанимацию центра экстремальной медицины, где его сердце и остановилось. Легенда авиастроения и последний из великих соотечественников умер за право своего выбора. Запорожье похоронило Федора Муравченко 10 февраля 2010 года.

Смерть Федора Муравченко – это трагедия. Умер не просто великий человек, а целая эпоха. Он был последним оплотом и защитником уникальнейшего высокоинтеллектуального предприятия, известного на весь мир. Он был последним, кто никогда бы не позволил это народное достояние пустить с молотка. Муравченко был Государственником с большой буквы и истинным патриотом своего народа. После его смерти, наверняка, акционерные процессы вокруг КБ «Ивченко-Прогресс» значительно активизируются. И вполне вероятно, что вскоре произойдет слияние в новое акционерное общество двух предприятий авиационной отрасли – КБ «Ивченко-Прогресс» и ОАО «Мотор Сич», а в будущем государственное конструкторское бюро перестанет быть достоянием народа Украины. Умер его Герой. Остановился Мотор.

Виталий СТРЕЛЬЦОВ, газета Белая Стрела


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 июн 2010, 16:43 
Не в сети
Почётный ZаБорАвец I ст.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 июн 2008, 18:24
Сообщения: 437
Откуда: zp
Одно из последних интервью.
http://rutube.ru/tracks/3331081.html?v=d2b0c240a4f24e8574cd52c1947d379b


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron
Powered by phpBB1 © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Мобильная версия