|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 24 ] |
|
Автор |
Сообщение |
Мотор
|
Заголовок сообщения: Умер Федор Муравченко Добавлено: 09 фев 2010, 09:30 |
|
|
8 февраля в реанимации Центра экстремальной медицины (5 городская больница Запорожья) умер генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс» , Герой Украины, Почетный гражданин Запорожья Федор Муравченко.
Смерть констатировали в 18.30. Причину смерти врачи не озвучили, однако отметили, что он страдал хроническим заболеванием легких.
Сообщает Политсовет.
Федор Михайлович Муравченко — генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс» доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, лауреат государственных премий СССР и Украины, кавалер многих орденов и медалей, Герой Украины.
18 марта 1929 - 8 февраля 2010
[правлено модератором]
Образование:
Харьковский авиационный институт (1954 г.), авиамоторостроение
Днепропетровская спецшкола ВВС
Трудовая деятельность:
1989 г. – Генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс», утвержден ответственным руководителем предприятия;
1983 г. – гл. конструктор, первый заместитель руководителя ЗМКБ «Прогресс»;
1967 г. – приказом МАП СССР назначен зам.гл. конструктора по экспериментальным работам;
1965 г. – ведущий конструктор;
1959 г. – начальник конструкторской группы по запуску двигателей;
1954 г. - Запорожское ОКБ, инженер-конструктор;
Трудовую карьеру начал в сельской кузне в неполных 15 лет.
Международная инженерная академия, в которую входит 60 стран и где решения принимаются всем составом президиума (а это 16 президентов национальных академий), присвоила ему звание — «Выдающийся инженер XX столетия». Всего же в послужном списке Федора Муравченко — более 50 государственных и общественных наград и почетных званий.
Биография
Родился Федор Михайлович на Днепропетровщине, в селе Запорожье-Грудовато Синельниковского района. Вскоре семья переехала в соседнее село — Призово, где прошли детские и юношеские годы будущего генерального конструктора.
Федор был восьмым из девяти детей Варвары Мироновны и Михаила Ефимовича. Болезни и голод 1932—1933 гг. унесли жизнь семерых. Выжили только два сына: младший — Федор и старший — Иван. В 1954 году Федор Муравченко с отличием окончил ХАИ и с красным дипломом инженера-авиамоторостроителя прибыл в Запорожское ОКБ № 478 (сегодня ГП «Ивченко-Прогресс»). Вместе с ним в коллектив конструкторского бюро, возглавляемого Александром Ивченко, влилась многочисленная группа его однокурсников. Это был один из самых сильных выпусков Харьковского авиационного института. Наступал новый этап в развитии отечественной авиации — эра газотурбинных двигателей, и советская промышленность остро нуждалась в таких специалистах.
К тому времени созданные коллективами Антонова, Ивченко и Миля легкомоторные самолеты и вертолеты заполнили пробел в этом классе авиации. Пришла пора включаться в создание летательных аппаратов средней размерности, но для этого были нужны турбовинтовые и турбовальные двигатели.
Правительство приняло постановление о создании транспортно-десантного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями. Александр Ивченко получил задание разработать для него модификацию силовой установки на базе опытного турбовинтового двигателя ТВ-2 конструкции Н. Кузнецова. Но для выполнения такого задания не было соответствующих производственных помещений и оборудования, не хватало специалистов. Так Федор Муравченко и оказался в Запорожье.
В должности инженера-конструктора Федор Михайлович сделал многое для победы газотурбинного двигателя АИ-20 в конкурентной борьбе с другими разработчиками силовых установок.
В 1960 году за создание АИ-20 А. Ивченко и его соратники В. Лотарев, А. Пантелеев, А. Зленко и А. Шведченко были удостоены Ленинской премии.
Позже, в 1993 году, по инициативе Ф. Муравченко правительство Украины своим постановлением присвоит конструкторскому бюро «Прогресс» имя академика А. Ивченко, а с 1997 года двигатели, создаваемые КБ имени А. Ивченко, вновь станут маркировать литерами «АИ» — в честь основателя конструкторского бюро.
В 1959-м в КБ создают бригаду по запуску двигателей, и Ф.Муравченко назначают ее начальником. То, чем занималась бригада, для КБ было абсолютно незнакомым делом. Но Федор Михайлович верно предугадал перспективность воздушной системы запуска газотурбинного двигателя. Такая система впервые в СССР разрабатывается под его руководством, она сменила сложную и громоздкую электрическую систему запуска. Профессионализм, талант и самоотдача Муравченко проявились и тогда, когда год спустя он возглавил бригаду, разрабатывающую камеры сгорания.
Сплотив вокруг себя коллектив единомышленников, среди которых были Н.Жило, Э.Цыбульский, И.Сосницкий, Федор Михайлович сумел найти оригинальные, новаторские решения в исследовании кольцевых камер сгорания.
Когда А.Ивченко озадачил конструкторов идеей «приземления» авиационных газотурбинных двигателей, отработавших свой ресурс на «крыле», именно ведущему конструктору Ф.Муравченко было поручено руководить этим важным направлением. В сжатые сроки удалось выполнить колоссальный объем работ по использованию авиадвигателей в качестве газотурбинных приводов индустриального назначения — в энергетике, перекачке газа и нефти, пожаротушении. Насколько значимы были эти работы, проведенные под его руководством, свидетельствует хотя бы такой факт: сегодня на всем постсоветском пространстве нет ни одного ОКБ, которое не имело бы индустриальных вариантов газотурбинных двигателей, построенных на базе авиационных.
Высокий профессионализм, упорство, необыкновенный талант экспериментатора получили надлежащую оценку, и в 1967 году Федору Михайловичу доверили в качестве заместителя главного конструктора возглавить разработку первого в СССР турбореактивного двигателя Д-36. Создание самолета Як-42 с двигателями Д-36 стало важнейшей вехой в истории отечественного авиадвигателестроения.
В начале 70-х Ф.Муравченко выдвинул идею создания вертолетного газотурбинного двигателя Д-136 на базе двухкаскадного газогенератора двигателя Д-36. Этот замысел был осуществлен в 1978 году, а уже в феврале следующего года не имеющий аналогов по мощности (свыше 11 тыс. лошадиных сил) и экономичности двигатель Д-136 впервые поднял в небо самый большой в мире вертолет Ми-26. За участие в создании нового вертолета Ф. Муравченко в 1984 году была присуждена Государственная премия СССР.
Благодаря очередной реконструкции предприятия в ГП «Ивченко-Прогресс» появились новые испытательные стенды, современные станки и оборудование, что позволило реализовать доселе невыполнимые технические решения. Предприятие вышло с предложением создать самый мощный в мире двигатель — теперь уже не для вертолета, а самолета. Речь шла о двигателе Д-18 для Ан-124 «Руслан». При его разработке был использован опыт создания Д-36.
Во время работы над Д-18 был сделан колоссальный скачок в развитии отечественного авиастроения, укреплении его материальной базы (создавались не только новые виды оборудования, но и открытые испытательные площадки, и даже новые цеха). Над внедрением в серийное производство самолета Ан-124 трудилось более ста предприятий всего СССР.
Первый полет Ан-124 ОКБ им. О. К. Антонова с двигателями Д-18Т совершил в декабре 1982 года. Только через пять лет полномасштабные испытания «Руслана» были успешно завершены, и с февраля 1987 года самолет начал поступать на вооружение ВВС и использоваться в народном хозяйстве. Вскоре он стал самым востребованным в транспортной авиации.
За плодотворную работу в области самолетостроения и создание двигателя Д-18Т генеральный конструктор Ф.Муравченко был удостоен Государственной премии Украины.
Конструкторское бюро Федор Михайлович возглавил в 1989 году, когда все ёмкие программы, ранее заложенные в основу деятельности предприятия, были практически реализованы. Предстоял поиск иных перспективных тематических направлений работы. Он лично формулировал концепции и разрабатывал научно-технические решения, определяя пути, методы и средства при проектировании, а также доводке высокоэффективных авиационных двигателей, их узлов и систем.
Ф.Муравченко — автор более 180 научных трудов и публикаций, имеет 42 авторских свидетельства на изобретения. Он предложил и обосновал основные концепции комплексного решения создания и доводки семейства высокоэффективных турбореактивных двигателей с большой степенью двухконтурности. Эти силовые установки не имеют аналогов в отечественном авиадвигателестроении, а в ряде случаев — и в мировой практике. В частности, Федор Михайлович разработал научные основы создания двигателей трехвальной системы с установкой каждого ротора на двух опорах. Ему принадлежит авторство модульной конструкции авиационных двигателей; высоконадежных опор роторов турбины, работающих в сложных условиях.
Высокий потенциал надежности, заложенный в двигатели, дал возможность продлить их летную жизнь в 4—15 раз, а само понятие «ресурс» стало неотъемлемой составляющей имиджа фирмы «Прогресс».
При непосредственном участии и под руководством Ф. М. Муравченко созданы авиационные двигатели, которые эксплуатируются на самолетах Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрія», Ан-140, Ту-334, Бе-200, Як-130, Ан-74ТК-300, Ан-148 и на вертолете Ми-26. А также на создаваемых самолетах Ан-70, Ту-324, Ан-124-100, EV-55, L-15, L-39М, вертолетах Ми-2М, Ка-226, «Ангел».
В 2009 году в Запорожье на доме №5 по улице Омской торжественно открыли доску почета в честь Фёдора Муравченко.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
17
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 09:51 |
|
|
Человек-легенда. Светлая ему память
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Гость
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 10:30 |
|
|
Светлая память, да. Один из мастодонтов нашего города. Один из тех, кем можно гордиться. Только зачем вторую фотку с Бастрыгой поставили не понятно.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Гость
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 10:31 |
|
|
Добрейший был человек.Вечная память.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
center-gvardiya v2.0.
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 10:47 |
|
|
Аморал |
|
Зарегистрирован: 23 мар 2009, 01:29 Сообщения: 1410 Откуда: с вершин небесных, до которых вам, дебилам, в жизнь не добраться
|
Светлая память великому человеку
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Гость
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 11:19 |
|
|
Светлая память.
На фото где плакат "Ореховский район", по-моему, Иван Бастрыга изображен. Проверьте товарищи, а то как-то некорректно может выглядеть.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Хельмут
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 12:16 |
|
|
Админы, поправьте инфу, там на втором фото Бастрыга, а не Муравченко.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Гость
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 13:21 |
|
|
Светлая память и земля пухом! Замечательный был человек
|
|
Вернуться к началу |
|
|
гостья
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 13:56 |
|
|
А вы в курсе что 4 февраля на телеканале Алекс прошла программа "Точка зрения" с сухим. Ведущий Кузенко. Так вот сухой назвал Федора Михайловича старым маразматиком. После этого Муравченко слег в больницу...
Смерть этого человека на совести этих двоих уродов...
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Гость
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 14:42 |
|
|
На всех фото Муравченко Федор Михайлович! Генерал ЗМКБ! земля пухом!
* админ удали сообщения про Бастрыгу
|
|
Вернуться к началу |
|
|
дед барадед
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 14:56 |
|
|
Светлая Память...
Помню он когда-то сильно по тв на масонов в нашем правительстве наехал, смелый поступок.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Дід Панас
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 15:42 |
|
|
Почётный ZаБорАвец III ст. |
|
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:46 Сообщения: 200
|
Хороший был человек.
Вечная память!
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кант
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 17:59 |
|
|
МегаПисец |
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 14:45 Сообщения: 71
|
Вечная память. Такими людьми нужно гордиться.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Калисто
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 18:11 |
|
|
Светлая память.
гостья писал(а): А вы в курсе что 4 февраля на телеканале Алекс прошла программа "Точка зрения" с сухим. Ведущий Кузенко. Так вот сухой назвал Федора Михайловича старым маразматиком. После этого Муравченко слег в больницу...
Смерть этого человека на совести этих двоих уродов...
О чем вы говорите, как это Кузенко мог такое гостю сказать. Это бред и поклеп.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Прогрессовец
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 19:53 |
|
|
К сожалению без политиики не обошлось (. ФМ слег, когда понял что кандидат в президенты, которого он поддерживал, проиграл. При новом президенте Прогресс будет быстро приватизирован и за бесценок подарен Богуслаеву ((. Светлая память человек, имевшему свои убеждения и не шедщему на поводу толпы ((
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Кант
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 09 фев 2010, 21:20 |
|
|
МегаПисец |
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 14:45 Сообщения: 71
|
Калисто писал(а): Светлая память. гостья писал(а): А вы в курсе что 4 февраля на телеканале Алекс прошла программа "Точка зрения" с сухим. Ведущий Кузенко. Так вот сухой назвал Федора Михайловича старым маразматиком. После этого Муравченко слег в больницу...
Смерть этого человека на совести этих двоих уродов... О чем вы говорите, как это Кузенко мог такое гостю сказать. Это бред и поклеп.
Будь внимательней написали что эту фразу сказал Сухой, а зная его неуравновешеность все может быть
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Троль
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 10 фев 2010, 01:31 |
|
|
-КРАСАВЧЕГ ZаБора- |
|
Зарегистрирован: 19 янв 2010, 16:56 Сообщения: 1349 Откуда: Запорожье
|
Обидно, что уходят лучшие, а сухие остаются
_________________
Врач-это не профессия, а призвание.
НИКОГДА НЕ ПОЛАГАЙТЕСЬ НА РЕШЕНИЕ ВРАЧА. Врач принимает решение исходя из своих личных предпочтений и жизненных оценок.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Сергей Тимофеенко
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 15 фев 2010, 00:48 |
|
|
гостья писал(а): А вы в курсе что 4 февраля на телеканале Алекс прошла программа "Точка зрения" с сухим. Ведущий Кузенко. Так вот сухой назвал Федора Михайловича старым маразматиком. После этого Муравченко слег в больницу...
Смерть этого человека на совести этих двоих уродов...
Это брехня. Сухой никогда не называл Муравченко маразматиком. Грешно такую напраслину возводить. Боженька он все видит таким пакостникам, как ты по заслугам.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Cozy Azimuth
|
Заголовок сообщения: Умер Федор Муравченко Добавлено: 17 фев 2010, 21:05 |
|
|
Не легенда он-факт
Поспрошайте у прогрессовцев
Силен был покойный по партийной линии-это да!
и Лотареву услуживал
А Авторы его докторских опусов на Капустянке кто-кто в Израиловке
Безвременье выдвигает мизеров!
Жаль разочаровывать
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Гость
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 20 фев 2010, 15:27 |
|
|
Стянул эту статью с сайта Мисто (ссылку что-то на форум не получается кинуть). Думаю будет интересно всем.
Смерть Федора Муравченко: Причины и последствия
8 февраля 2010 года перестало биться сердце великого запорожца, выдающегося человека, Героя Украины, руководителя конструкторского бюро «Ивченко-Прогресс» Муравченко Федора Михайловича.
Федор Муравченко скончался на 81-м году своей жизни. Как заявили официально, он умер вечером, в 19-30, в центре экстремальной медицины 5-й городской больницы Запорожья. По этой версии, генеральный конструктор умер из-за хронического легочного заболевания, которое обострилось в последнее время. По версии же «Белой Стрелы» причина смерти легендарного человека была другой, и про это мы расскажем чуть ниже.
В связи со смертью выдающейся личности действующий Президент Украины Виктор Ющенко выразил свои соболезнования. Было перенесено заседание Кабмина, а участники нынешнего политического ралли в борьбе за президентское кресло даже изменили свои графики, чтобы прибыть в Запорожье на похороны Федора Михайловича (но из-за погоды эти планы не сбылись). Центральные телевизионные каналы, и не только украинские, но и российские передали в эфир сообщение о смерти выдающегося конструктора.
ЖИЗНЬ ГЕРОЯ
Родился Федор Михайлович 18 марта 1929 года и был восьмым из девяти детей в семье. Трехлетним мальчиком Федор перенес лютый год украинского голода, унесшего жизнь семерых детей семьи. Выжил только он и его старший брат Ваня. С 15 лет Федор Михайлович уже тяжело работал, начиная свой долгий трудовой путь в кузне. В 1954 году Федор Муравченко окончил Харьковский авиационный институт с красным дипломом. Сразу же после окончания вуза молодой инженер начал работать в Запорожском ОКБ № 478, известном сегодня во всем мире как КБ «Ивченко-Прогресс». С первых же дней своей работы в конструкторском бюро Федор Муравченко приступил к выполнению сложнейших инженерных задач в области авиамоторостроения, которые диктовались научно-техническим прогрессом того периода времени. Под руководством Александра Ивченко, который возглавлял КБ, сформировалась уникальная команда высококлассных инженерных кадров, в которой зрел и профессионально рос будущий Герой Украины.
В 1959-м в конструкторском бюро была создана бригада запуска двигателей, а Федор Михайлович был назначен ее руководителем. Впервые в СССР коллектив под руководством Муравченко успешно справился с задачами по разработке воздушной системы запуска газотурбинных двигателей, которая пришла на смену устаревшим электрическим системам запуска. Следующим инженерным достижением команды под руководством Федора Муравченко стала конструкторская разработка и инновационные решения кольцевых камер сгорания.
В 1965 году Федор Муравченко, как конструктор возглавил перспективный проект по внедрению авиационных технологий в другие отрасли народного хозяйства СССР, и под его руководством на базе авиационных технологий были разработаны уникальные решения для буровых и корабельных установок. В 1967 году Муравченко стал заместителем главного конструктора КБ.
В 70-х годах Федор Муравченко предложил идею создания вертолетного газотурбинного двигателя Д-136 мощностью свыше 11 тысяч л.с., который впервые в мире поднял самый тяжелый, в то время, вертолет МИ-26. Впоследствии планка КБ была поднята еще выше – коллектив взялся за разработку уникального двигателя Д-18Т для самого большого в мире самолета АН-124 («Руслан»). В 1982 году супертяжеловес «Руслан» совершил свой первый полет.
В 1984 году Федору Муравченко была присуждена Государственная премия СССР. В 1989 году Федор Михайлович Муравченко возглавил конструкторское бюро.
При непосредственном участии и под руководством Федора Муравченко созданы авиадвигатели, которые эксплуатируются на самолетах: Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрія», Ан-140, Ту-334, Бе-200, Як-130, Ан-74ТК-300, Ан-148 и на вертолете Ми-26. А также на создаваемых самолетах Ан-70, Ту-324, Ан-124-100, EV-55, L-15, L-39М, вертолетах Ми-2М, Ка-226, «Ангел».
Федор Муравченко является автором более 180 научных работ и публикаций, имеет 42 авторских свидетельства на изобретения. Именно Муравченко предложил и обосновал базовые концепции комплексного решения создания и доводки семейства высокоэффективных турбореактивных двигателей с большой степенью двухконтурности. Эти уникальные силовые установки не имеют аналогов в отечественном авиадвигателестроении, а в отдельных примерах и в мировой практике. Федор Муравченко является автором модульной конструкции авиационных двигателей и высоконадежных опор роторов турбины, работающих в сложных условиях.
Авторитетнейшей Международной инженерной академией Федору Михайловичу было присвоено звание «Выдающийся инженер XX столетия». Федор Муравченко является доктором технических наук, профессором, членом-корреспондентом Национальной академии наук Украины, лауреатом государственных премий СССР и Украины, кавалером многих орденов и медалей, Героем Украины, и имеет многочисленные почетные звания и общественные награды. Федор Муравченко является заслуженным деятелем науки и техники, а также обладателем звания «Почетный гражданин города Запорожье», которое было присвоено ему решением горсовета за большой личный вклад в развитие науки и промышленности Украины и Запорожского региона, а также за весомый вклад в социально-экономическое развитие города Запорожья.
ТРАГЕДИЯ В ИРКУТСКЕ
Пожалуй, авиакатастрофа в Иркутске унесла не только жизни многих людей, но и существенно сократила продолжительность жизни самого Федора Муравченко. По его личному признанию, сделанному им еще живым, день 6 декабря 1997 года навсегда остался в его памяти.
День, когда самолет АН-124 («Руслан»), взлетая с иркутского аэродрома, потерпел крушение, упав на жилой дом. Погибли десятки людей. Госкомиссия утверждала, что причиной катастрофы стали помпажи двух двигателей Д-18Т и отказ электромагнитного клапана на третьем двигателе. Федор Муравченко остро воспринял вывод госкомиссии и посчитал своим личным долгом выяснить все обстоятельства авиакатастрофы, проведя тщательное исследование ее причин. Сверхответственный конструктор не мог поверить, что люди погибли из-за конструктивных недоработок созданного им двигателя.
Федор Муравченко провел фундаментальные исследования для установления истинных причин остановки двигателей, в результате которых было доказано, что проблема заключалась не в двигателях, а в малоизученных свойствах воды. Исследовательский ум гения не только доказал безосновательность обвинений в сторону моторостроителей, но и продемонстрировал всю многогранность своих уникальных возможностей. Итогом проведенной работы явилось появление на свет целой серии научных статей, где Федор Муравченко изложил свое оригинальное видение современных проблем воды. В этих работах он раскрылся не только как талантливый естествоиспытатель, но и как философ, имеющий основательный духовный фундамент.
Например, рассуждая в своей работе о природе воды, Федор Михайлович писал: «Для воды пар является ее интеллектом и душой. А душа бессмертна. Этот симбиоз появился на Земле одним из первых, является одним из главных правителей, создавших условия для жизни на Земле, и уйдет с нашей Земли последним».
Известно, что в ходе труднейшей исследовательской работы над установлением причин гибели самолета, Федор Муравченко провел целую серию экспериментальных опытов, и на одном из них получил ожег легких жидким азотом.
КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Конструкторское бюро «Ивченко-Прогресс» является государственным предприятием и полностью звучит как ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко». Это государственное предприятие входит в состав Министерства промышленной политики Украины.
Сферой деятельности КБ «Ивченко-Прогресс» является: проектирование, изготовление, сертификация, ремонт, испытание, доводка и постановка на серийное производство газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения.
Исторически сложилось, что КБ «Прогресс» неразрывно было связано с крупным запорожским моторостроительным предприятием ОАО «Мотор Сич». Если первое всегда было и оставалось государственным предприятием, то за короткую историю Украины «Мотор Сич» претерпело целый ряд акционерных пертурбаций, в результате которых контроль над предприятием перешел в частные руки. Возглавляет «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, который и является основным акционером завода по производству авиадвигателей.
Известно, что отношения между руководителями двух мощных структур были непростыми. Вячеслав Богуслаев – представитель новой формации, бизнесмен и промышленник, для которого производство авиадвигателей стало личным бизнесом. Федор Муравченко же всегда придерживался приоритетности государственных интересов и считал, что такого уровня предприятия – это достояние народа и они не могут принадлежать частному бизнесу.
Благодаря такой жизненной позиции Федора Муравченко, государственное конструкторское бюро «Прогресс» было сохранено от разграбления, начиная со смутных времен начала 90-х годов, вплоть до наших дней. И не только сохранено, но и выведено на совершенно новый качественный уровень своего развития.
Чего это только стоило Федору Михайловичу, поведать смог бы только он сам, но к глубочайшему сожалению, мы про это уже никогда не узнаем. Остается лишь только догадываться, сколько здоровья положил Федор Муравченко, чтобы сохранить КБ, развить и приумножить уникальное достояние украинской государственности.
Несмотря на все личные усилия Муравченко по сохранению государственного предприятия, все-таки, периодически КБ «Прогресс» появлялось в списке кандидатов на приватизацию. Удивительно, как искренне и бескомпромиссно ратовал за государство этот легендарный человек, и как этим же государством все время предавался. Наверняка, Федор Муравченко понимал, что рано или поздно его усилий окажется недостаточно и конструкторское бюро перейдет под контроль олигархических интересов. Именно поэтому, генеральный конструктор все время искал способы защитить предприятие от неминуемой приватизационной участи.
Вынужденную защиту он видел в объединении с «Мотор Сич». Именно вынужденную, так как очень долго не соглашался на взаимозависимый союз, но постоянная угроза того, что государство выставит КБ на продажу, подтолкнула Федора Муравченко к движению в сторону «Мотор Сич».
12 января 2007 года ОАО «Мотор Сич» и ЗМКБ «Прогресс» подписали учредительный договор о создании объединенной «Корпорации Ивченко». Задачей объединения было сохранить целостность авиамоторостроительного комплекса и получить ряд конкурентных преимуществ, благодаря приобретенной законченности всего производственного цикла. Объединение позволило оптимизировать все исследовательские и производственные процессы двух отраслевых предприятий авиационного рынка.
Федор Муравченко неоднократно подчеркивал, что это объединение для него не только шаг в укреплении позиций КБ, но и возможность сохранить трудовой коллектив и улучшить их условия труда, что для генерального конструктора всегда было приоритетным в его деятельности.
Несмотря на подписание этого документа, все-таки, это объединение не стало юридически законченным. Два предприятия как были, так и остались отдельными структурами, а объединяющее слово «корпорация» носило лишь маркетинговый смысл. В реальности же, юридически никакой корпорации не существовало.
СМЕРТЬ ЛЕГЕНДЫ
Умер Федор Михайлович на 81-м году своей жизни. Несмотря на то, что в последнее время его здоровье было уже, конечно же, не богатырским, и он страдал сердечными расстройствами, тем не менее, известно, что даже в таком преклонном возрасте он до последнего сохранял потрясающую остроту ума, чувство юмора, был открытым, общительным, и энергичным. Выше мы уже упоминали, что на одном из экспериментов Федор Муравченко получил ожег легких, а официальная версия его смерти была заявлена как хроническое легочное заболевание.
Но у «Белой Стрелы» есть и неофициальная версия. Как всем известно, в воскресенье, 7 февраля в Украине проходил второй тур выборов Президента. А с 3 февраля Федор Муравченко находился на профилактическом лечении в больнице предприятия «Мотор Сич». Безусловно, несмотря на режим лечения, Федор Михайлович планировал голосовать, так как был сознательным гражданином, настоящим патриотом, и всегда имел свою четкую политическую позицию. Принять участие в голосовании для него значило намного больше, чем просто поставить галочку в бюллетене.
5 февраля в больницу поступили избирательные списки от участка, расположенного в средней школе № 12. Каково же было его разочарование, когда выяснилось, что его имени там нет. В списках были имена абсолютно всех пациентов, и всего медицинского персонала, дежурившего в это воскресенье, но не было имени генерального конструктора всемирно известного конструкторского бюро. Последние утверждения списков были сделаны 3 февраля, и после этой даты внести в список избирателя было уже проблематично. Федор Михайлович очень сильно разволновался.
Его дочь начала выяснять причины такого недоразумения. Члены комиссии заявили, чтобы Муравченко обращался в Шевченковский суд. Пожилой человек, еще сильнее расстроился такому повороту событий. До самого дня голосования Федор Муравченко не был включен в список, и именно из-за этого у него произошло сердечное обострение на фоне его хронических заболеваний. Вечером воскресного дня состояние Федора Михайловича резко ухудшилось. Он был переведен в реанимацию центра экстремальной медицины, где его сердце и остановилось. Легенда авиастроения и последний из великих соотечественников умер за право своего выбора. Запорожье похоронило Федора Муравченко 10 февраля 2010 года.
Смерть Федора Муравченко – это трагедия. Умер не просто великий человек, а целая эпоха. Он был последним оплотом и защитником уникальнейшего высокоинтеллектуального предприятия, известного на весь мир. Он был последним, кто никогда бы не позволил это народное достояние пустить с молотка. Муравченко был Государственником с большой буквы и истинным патриотом своего народа. После его смерти, наверняка, акционерные процессы вокруг КБ «Ивченко-Прогресс» значительно активизируются. И вполне вероятно, что вскоре произойдет слияние в новое акционерное общество двух предприятий авиационной отрасли – КБ «Ивченко-Прогресс» и ОАО «Мотор Сич», а в будущем государственное конструкторское бюро перестанет быть достоянием народа Украины. Умер его Герой. Остановился Мотор.
Виталий СТРЕЛЬЦОВ, газета Белая Стрела
|
|
Вернуться к началу |
|
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 24 ] |
|
Кто сейчас на конференции |
Зарегистрированные пользователи: Google [Bot] |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
|