Добрый день!
Это письмо принадлежит перу запорожского публициста. Владелец нашего издания категорически запретил его публикацию.
УКРАИНА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
В последние годы отношения Украины с Россией, увы, все более напоминают вздорный бракоразводный процесс. В этом нет, конечно, ничего нового. Так уже не раз бывало в истории, при расколе или падении империй. Я имею в виду только противостояние властей наших стран. Потому что рассорить тридцать пять миллионов семей украинцев и россиян, вступивших в браки в советское время, заведомо невозможно. Хотя и они, вольно или невольно, втягиваются в эти темные дрязги.
Московская же светская и церковная власть, как в царские столетия, так и в СССР, а затем после его распада – всегда чувствовала свое превосходство. А как же иначе? Она ведь диктовала нам все правила жизни. Однако впервые после 1918 года вдруг с удивлением обнаружила, что есть… независимая от нее Украина. Ну, Польша, прибалты, азиаты в Кара-Кумах всегда были чуждыми для Москвы. Но чтобы братский Киев заартачился… Это уж извините, никуда не годится!
Последовали раздраженные тычки. То какой-то ничтожный кусочек суши – островок Тузла в Азовском море захотели оттяпать. То «газовые атаки». То «набеги» Лужкова с компанией на Крым. А за всем этим незатухающее идеологическое охаивание «хохлов» с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов.
Дошло до того, что издания российских патриотов-националистов ополчились на нашу мову, или не признают вообще Украину как суверенную державу! Одним из участников этой шумной компании является Сергей Родин, автор статьи «Похищение Руси», журнал «Молодая гвардия», NN 9-11 за 2005 год.
Опираясь на мнения сомнительных, а то и откровенно злобных «знатоков» нашей истории, он делает вывод, что «никакого «украинского языка» на территории Южной России (т.е. Украины – прим. Виктора Ахинько) не существовало». Более того, его нет вообще, а есть лишь «искусственно созданный суржик»!
Вот так рубит правду-матку наш северный «друг и брат». Зачем ему это понадобилось? А он, оказывается, очень озабочен судьбой «нескольких десятков миллионов ныне живущих Русских, которых, ссылаясь на то, что они – «украинцы», современные русские идеологи и политики готовы бросить на произвол, на расправу и поругание бандеровскому режиму «незалэжной Украины». Кто в этом виновен, в таком безобразии? По мнению Сергея Родина, коммунисты, создавшие когда-то УССР, и «еврейская власть РФ». (Остается еще о тю! упомянуть – и, пожалуйста, готов среднестатистический пациент психиатрии – прим. Редактора).
Казалось бы, не стоит даже обращать внимание на подобный опус. Но как же этого не делать, когда «Молодую гвардию» читают и в библиотеках Украины. Кроме того, в журнале сообщалось, что в издательстве «Крымский мост – 9Д» выйдет в свет книга Родина «Украинская химера», куда втиснут и это «Похищение Руси».
Украинские писатели, историки, политики, журналисты, как обычно, сделали вид, что ничего не произошло. Видимо, им нравится пословица: собака лает, а караван идет. Я так отнюдь не считаю. Потому что невооруженным глазом было видно: запущена новая машина идеологической обработки русскоязычного населения моей страны. Не только этнических россиян, но и украинцев – затурканных исконных моих земляков. Такая своеобразная массовая «охота на простаков».
Тогда же, в 2005 году, я написал об этом, опроверг все «доводы» Сергея Родина и ему подобных авторов. С удивлением обнаружил, что ни один журнал, ни одна русскоязычная газета в Украине не желают опубликовать такое разоблачение.
«Что происходит? – думалось. – Неужто все эти редакторы уже закуплены оптом и в розницу? О-хо-хо. Где же наши патриотические издания на русском языке? Догадываются ли об этом власть придержащие в Киеве, в моем Запорожье, Одессе, Харькове? Ведь явно же, с треском рубят сук, на котором сами сидят!»
Отправил эти размышления и в российские издания. Без всякой надежды. Для эксперимента. Вот и в «Независимую газету» в том числе. Надеялся, что уж она-то опубликует. Все-таки роднит же нас «независимость»? Дудки. Даже не ответили. Хотя там есть у них страница, что-то вроде писательской полемики. Опять подумалось: «Если наши русскоязычные журналы, газеты оккупировали идеологические «охотники»-браконьеры и их щедро подкармливают (чего стоит лишь российская премия авторам журнала «Радуга»), то где же украинские патриотические русскоязычные издания в России?»
Однако допустят ли их туда? Очень сомневаюсь. Вон даже украинскую, единственную в России, приличную библиотеку в Москве фактически прикрыли, вывезли и уничтожили целые подшивки газет. По этому возмутительному поводу Виктор Ющенко обратился с письмом к Владимиру Путину. И что же? Да и ухом не повели россияне. Ни в одной своей телепередаче, в газетах, журналах и не заикнулись о таком недружественном акте.
Зато настойчиво повторяют (а наши пророссийские «соловьи» дружно им подпева-ют), как «притесняется» в Украине русский язык. Очень сильно притесняется. Настолько сильно, что я свободно покупаю или беру читать в запорожской областной библиотеке свежие книги, газеты из России, журналы «Молодую гвардию», «Наш современник», «Москву», «Юность»… Есть ли в библиотеках хотя бы Москвы или Петербурга наши се-годняшние патриотические украинские издания: «Сучаснисть», «Дзвин», «Днипро», «Персонал-плюс»? Конечно же, нет! Так чей же язык притесняется? Ведь украинцев в России не меньше, чем этнических россиян у нас.
2
Словом, оставил я эти бесплодные попытки опубликовать ответ Сергею Родину. А тут читаю в той же «Молодой гвардии» (NN 5-6 за 2007 год) приветствие министра куль-туры Российской федерации Александра Соколова коллективу редакции в связи с 85-летием: «Один из старейших журналов России /-/ верен взятой на себя миссии формирования общественного сознания новых поколений». И в том же номере появляется интервью с нашим знакомцем Родиным: «Куда целит украинский сепаратизм?» И опять – ушат грязи на нашу мову, историю и вообще всю жизнь. Вот такая получается «миссия»!
Ладно бы. Привычное дело. Уже и плеваться не хочеться. Но Родин самодовольно заявляет: «О попытках со стороны самостийников опровергнуть предложенную мною концепцию возникновения «украинской нации» я не имею сведений. И, откровенно говоря, не думаю, что они отважатся на публичную дискуссию… Замалчивание моей книги – единственный возможный для них вариант ее «опровержения», в открытой полемике они обречены».
Молодчага Родин! Знает, что такая полемика невозможна. Разве та же «Молодая гвардия» опубликует эти мои строки? И тем не менее я не могу молчать, прекрасно понимая: никакие аргументы «миссионерам» не нужны. Так, может, хоть земляки-украинцы задумаются, как их дурят. Для них и пишу.
Очень дорого для нас слово, понятие «Украина». А вот что утверждает Родин: «В летописях, нормативных актах, художественных произведениях IX-XVII веков никаких «украинцев» нет. Нет, собственно, и названия «Украина».
Для него это тоже очень важно. Если не было Украины, то о чем говорить? Нет и та-кого народа, нет его мовы, его государства. Нет и нас с тобой, читатель! (Есть одна боль-шая психушка, из которой сбежали все врачи, скоро и такое начнет доказывать этот автор – прим. Редактора).
Между тем еще в 1921 году тезка Родина – Сергей Шелухин, которого уж никак не заподозришь в «сепаратизме», издал серьезное исследование – «Название Украины». Там черным по белому значится: «Самую старинную запись, в которой территория украинско-го народа названа не только ее книжным именем Русь, но и народным именем Украина, мы находим в Ипатьевском списке летописи под 1187 годом. Она упоминается там шесть раз: под 1187, 1189, 1213, 1268, 1280 и 1282 годами. Украина и Русь – это синонимы». Загляните туда, господин Родин, хотя бы в те летописи. А есть ведь и многие другие доказательства.
Они буквально рассыпаны в документах, письмах XVI-XVII веков. Явный не украинец, и не «самостийник», и не ставленник «еврейской власти», как выражается наш дорогой Родин (и не тю! – прим. Редактора), а самый настоящий посол германского императора Эрих Ласота в 1594 году посетил наши края и вел дневник. В нем читаем: «Я считал делом чрезвычайной важности заручиться дружбой этой общины (Запорожской Сечи), которая не только пользуется огромным влиянием на Украине, но на которую оглядывается и целая Польша». Еще раньше «Украина» звучит в официальном письме Криштофа Косинского королю Польши. В универсалах Богдана Хмельницкого, даже после присоединения к Московскому царству, значится: «народ благочестивый украинский» и «Украина». Этого мало Родину?
Тогда еще отметим, что Шелухин упоминает старинные, начиная с 1508 года, географические карты в музеях и библиотеках Франции, Италии, Голландии, Англии. Всюду есть «Украина». Северная же земля именуется «Московия». А вот теперь-то и нам, украинцам, можно было бы позлорадствовать, что никакой России там нет и в помине. Но не стоит опускаться до такого уровня.
Откуда же идет это старинное имя «Украина»? Вслед за профессором Максимовичем, Шелухин утверждает, что оно обозначает не окраину, а «украяти» (откроить, застолбить) и защитить мечом. Это испокон веков родное поле, родная земля. Это – Украина.
Теперь, когда стал очевидным главный ложный посыл Родина, можно бы и поставить точку. Все его «разоблачения» не стоят выеденного яйца. Но меня не покидает наивное ощущение: а вдруг Сергей – неплохой парень и просто не в курсе дела? Бывает же! Да и моим затурканным землякам то, что изложу дальше, совсем не лишне узнать.
3
Много лет занимаясь национальными проблемами, я пришел к выводу, что язык – это вроде хребта народа. Сломай его – и нет ни немца, ни японца, ни какого-нибудь пле-мени на далеких островах. А Сергей Родин ведь именно этим занят, изничтожая нашу мову, пренебрежительно называя ее «суржиком».
Своему российскому наставнику подпевают и наши местные коммунисты. С ними произошла странная метаморфоза. В то время, как Ленин ненавидел великодержавный шовинизм, они сегодня забыли тот завет собственного вождя. Требуют признать у нас язык соседей вторым государственным и пишут в газете «Коммунист»: «Думай по-украински, собака!», «Могучий русский язык и украинские языковые полицаи». Я представляю, какой шум и гам поднялся бы в России, если бы Зюганов заявил: «Думай по-русски, собака!»
Язык, товарищи борзописцы, не политическая игрушка. Он – хрупкое живое явле-ние. Вместе с создавшим его народом он растет, развивается и гибнет. Иногда может и остаться сиротой, как латынь. Так вот, известно ли Родину, каким долгим и мучительным было рождение украинского и белорусского языков? Тысячелетиями «вылуплялись» из индоевропейской праматери, записаны в «Велесовой книге», жили в разговорной речи Киевской, Белой и Червоной Руси. А более позднее наречие Московии, по мнению российского лингвиста И.Улуханова (не ленитесь почитать издание «Русская речь», N5, 1972 года) – это смесь финно-татарских и староболгарских слов с небольшой примесью русских. Почитайте, господин Родин, то исследование, подумайте!
Вспомните также, что герой России мордвин Костромского уезда Иван Сусанин, живший в самом центре Московии, почти не знал русского языка! Поскольку это легендарная личность, то можно и усомниться в таком утверждении. Однако же доказано, что родня Ивана, намереваясь подать челобитную царю, платила толмачу за перевод своих финских слов…
О чем спорить, если после падения Золотой Орды под ударами Хромого Тимура началось смешение татарщины со славянством (мнение Гумилева). «Великорусское дворянство на 30, 40 и даже более процентов состояло из потомков мурз и их слуг. Достаточно упомянуть Аксаковых, Ахматовых, Уваровых, Юсуповых»… Это опять же не я придумал. Это цитата из все той же «Молодой гвардии» (N 3, 2007 г.) (которую «притесняют» у нас в Украине, но украинские авторы почему-то знают ее лучше, чем некоторые российские – прим. Редактора).
Вот откуда и обильная татарская лексика в великорусском наречии. Это естественный процесс. Так или иначе были позаимствованы и польские, немецкие слова для украинской и белорусской мов.
Потом, с ростом империи и наплывом в ее центр коренных русичей, наречие Моско-вии постепенно превратилось уже в великорусский язык. Но Троцкий и Свердлов, по указке, видимо, Ленина, сочли это шовинизмом и приказали убрать «велико». Так и родился в ХХ веке официальный «русский язык». Подчеркиваю, официальный...
Не буду дальше углубляться в эту острую тему. Видит Бог, не я, филолог по образованию, ее затронул. Хочу лишь предупредить: не ломитесь в открытую дверь, не лезьте, господа Родины, в языковые дебри, вам неизвестные. Заблудитесь и других, доверчивых, погубите в трясине!
4
Наконец, скажу о главном. История народа, его имя, мова – очень важны. Да только говоря это надо уточнять, что без твердой воли к свободе, независимости все малого стоит. Вот яркий пример.
В Таджикистане, между горами в долине Локая, издавна живут этнические узбеки. Они, однако, считают себя отдельным народом и никогда не признавали чужих ханов. Это было причиной многочисленных войн.
- Мы не таджики. Мы не узбеки, - говорили они с гордостью. – Мы особый народ – локайцы!
Над ними порой смеялись соседи:
- У вас же язык, быт, одежда узбеков!
- Нет, мы – локайцы, - стояли и стоят на своем эти гордые люди. Более того, они и ныне требуют, чтобы и в паспорте так писали. Эта твердая воля – единственное веское доказательст-во их правоты. Эх, нет на них Сереги Родина! Уж он-то ринулся бы переубеждать упрям-цев, привел бы им десятки цитат, щеголял бы эрудицией. Дудки! Миссионер здесь бессилен.
А если без шуток, то фундаментом свободы, независимости народа всюду является именно твердая воля и, прежде всего, его элиты.
Теперь ты сам, читатель, можешь сделать неочевидный вывод: к чему стремятся С.Родин и вместе с ним другие агрессивные идеологи России, да и наши пророссийские журналисты, политические партии, сеющие вражду между востоком и западом Украины. Подорвать волю украинского народа на пути к созданию своей крепкой и процветающей державы. Не больше и не меньше.
Хотите жить достойно, земляки? Тогда не внимайте соловьям-разбойникам! Вы ска-жете: «Да нам не меньше мешают свои властные ворюги!» Согласен. Но по большому счету все они, и наши, и российские ворюги, действуют заодно, во зло нашим народам.
5
Если же все-таки отвлечься от этих междуусобных проблем и посмотреть шире, то в мире мы, руськие – дети единой когда-то Руси: украинцы, белорусы и русские – представляем особую цивилизацию. У нас никогда не было массовой частной собственности в западноевропейском и восточном понимании этих слов. Селяне-крестьяне, а веками и по-мещики лишь арендовали землю. Когда же зародился у нас в XVIII-XIX веках капитализм, то на откупщиков и заводчиков-миллионщиков мы смотрели искоса, порой завидуя им, порой благодаря их за помощь, но решительно не признавая богатство целью жизни и уж тем более – «священным достоянием», как это принято у протестантов, иудеев, китайцев, японцев…
Из этой экономико-социальной исторической особенности вытекает наша общена-родная неумелость в финансовых делах, открытость души, гостеприимство, бытовая неустроенность и прочее. Почему? Как оно так случилось?
СССР снял вообще все подобные вопросы. Мало кто над этим задумывался. А ведь именно отрицательное отношение к частной собственности, общее для руських, и скрепляло Союз. Присоединенные же нуждой или силой прибалты, Кавказ, Средняя Азия смот-рели на эти наши «радости» с недоумением. Да только и ждали, как убежать восвояси. Не случайно именно там, среди них и зародилась советская коррупция. А когда и наши руськие партийные тузы – Горбачев, Ельцин, Кравчук, Шушкевич возжелали стать хозяевами-богачами – СССРу пришел капец.
После его развала только наше пренебрежение к частной собственности позволило расхватать ее инородцам. Соседи, та же Европа, очень удивлялись: как это мы допустили такое невиданное воровство? Им не понять наш руський характер, описанный еще в «Ве-лесовой книге», а затем поддержанный православием. Нам родственны лишь сербы. За что их и бомбили.
Поэтому не ссориться нам, руським, написано на роду, а держаться друг друга, как делают это евреи, немцы, индусы, англосаксы. Иначе наша цивилизация обречена. Трудность в том, что надо также дружить с Европой и отказаться от татарского (имею в виду глубинное происхождение) аксаковско-хомяковского «миссионерства» среди своих. Тем более что русские в России уже давненько растворяются (сами с тревогой признают) в приезжих кавказцах, китайцах и прочих хакамадах.
Но то уже текущая политика – не моего ума дело.
Виктор АХИНЬКО,
Запорожье, 2008
|