Очень советую:
Прикладная футурология: ТНК, McPeople и «януковичи» как новый тип политиков
На извечный либеральный вопрос “А какой бы бизнес учредить?” один мой друг, некогда талантливый инженер, а ныне преуспевающий предприниматель еще 5 лет назад говорил: “Забудь. Входной билет в классический бизнес стоит минимум миллион долларов. Все подминают крупные сети”. Сегодня он уже называет сумму в сто раз больше.
Мнению этого человека я доверяю: за последние 15 лет он не вступал в учредительные отношения разве что со своими домашними животными. И то только потому, что у него их нет.
Действительно, сегодня практически любой бизнес серьезнее ларька или уже принадлежит крупным сетям, или будет принадлежать им в ближайшем будущем. И сети эти все чаще транснациональные. Следствия этого процесса далеко не так безобидны, как кажется на первый взгляд.
ТНК давно перестали быть просто бизнесом. Это – корпоративные империи, которые имеют собственные армии, инициируют войны между государствами, разрушают границы, унифицируют человеческие ценности и культуру, имеют собственные системы воспитания и образования, разрабатывают сложнейшие кадровые политики и плодят внутренние законы, регламентирующие жизнь намного подробнее, чем законы государств.
Работать в крупной компании становится престижно, комфортно и выгодно. Мне довелось недолго поработать финансовой группе ING, которая входит в топ-10 самых крупных и богатых компаний планеты. Хороший доход, большой социальный пакет, практически гарантированный карьерный рост. Взамен, правда, почти крепостной труд в open-space, дресс-код и бюрократия, которой позавидует любой наш ОВИР. Заключившие эту сделку превращаются в особый тип людей – McPeople. У них вместо паспорта пропуск на работу.
Менеджмент этой когда-то голландской компании действительно международный – там есть все, от словаков и арабов до индусов и австралийцев. Но вопрос «Гражданином какой страны ты являешься?» звучит почти неприлично. «We are ING-people, it doesn’t matter» - я работаю в ING, что тебе еще надо? От родины у них остался только родной язык, но и им негде пользоваться: все общение в компании на английском.
Про украинскую коррупцию, дурацкие законы и советскую ментальность они пренебрежительно говорили: «Региональная специфика! Ну, ничего – это временно». Эта самая «региональная специфика» для ТНК – лишний барьер, повышающий издержки бизнеса. Это благодаря ТНК Украина либерализовала валютное законодательство и вошла в ВТО, это ТНК будут тянуть ее в ЕС. И много еще чего можно смело списывать не на Кучму-Ющенко-Януковича, а на ТНК.
ТНК завоевывают мир и меняют его. И это не просто перераспределение рынков или укрупнение капитала, это драматическое изменение структуры общества вообще. Общество фатально трансформируется прямо на наших глазах: сдает позиции институт национального государства, отмирает политика как отрасль. Уходят в прошлое международная безопасность, съеживается сегмент культуры, которая плохо обобщается в корпорации (если не считать Голивуд культурной корпорацией)...
Я не говорю сейчас о том, хорошо это или плохо, но лишь фиксирую объективность этого процесса. Через эту призму полезно посмотреть и на украинскую политику вообще, и на украинскую демократию и ее политических вождей в частности. Многие вещи становятся более понятными.
Выясняется, например, что Янукович никогда не выполнит своих предвыборных обещаний. Янукович – это голограмма, он не принадлежит сам себе. По большому гамбургскому счету, политикой страны давно управляют ТНК. Механизмы самые разные – ВТО, кредиты МВФ, управление инфляцией, мировые цены на украинское сырье и товары и т.д.
Украина вообще не является субъектом международного рынка. Она – объект. Все ее ресурсы, по логике схемы, уходят на обслуживание внешнего долга. Это, кстати, проблема не одной только Украины, а абсолютного большинства стран третьего мира. В силу могущества ТНК ими всеми правят такие же януковичи-голограммы.
Общество больше вообще никак не может контролировать власть. Оно ее не выбирает, ведь политики реальной властью больше не обладают. Ею обладают ТНК, которые никому ничего не должны и ни перед кем не отчитываются. Теряют смысл выборы, теряет смысл гражданское общество. Эволюционируя, ТНК сумели избавится даже от влияния профсоюзов.
У государственной власти, по сути, остаются всего две функции: функция территориальной администрации и функция имитации реальной демократии. В первую входит решение локальных инфраструктурных задач и забота о «маргиналах» (с точки зрения ТНК), не попавших в зону заботы ТНК (бюджетниках, безработных, малом бизнесе). Вторая функция состоит в умиротворении этих самых «маргиналов», склонных возмущаться по любому поводу. За отсутствием реальных ресурсов, основной механизм реализации второй функции – очковтирательство.
Поэтому на плакатах Януковича всегда будет что-то типа «Украины для людей», но отвечать за экономику в правительстве будет Тигипко, обещавший снижать налоги для бизнеса и сокращать объем социальных гарантий для населения.
В заключение упомяну еще два важных следствия экспансии ТНК, каждое из которых – отдельная тема для большого разговора.
Во-первых, интересен геополитический аспект: ТНК могут быть государственными. Это, в частности, обеспечивает США мировое господство. С национализцией и созданием крупных государственных корпораций, в эту же игру, насколько я понимаю, начала играть и Россия. Пока еще не все сгнило и заржавело, у Украины есть время присоединиться – только так, участвуя в общем с Россией суверенитете, она сможет сохранить геополитическую субъектность. Дихотомия проста: с ЕС в мир ТНК Украина шагнет быстрее и также быстро в нем растворится, а с Россией – позже, но вернее и выгоднее, на правах соучредителя.
Во-вторых, нужно подробно разбираться с футурологическим аспектом: если т.н. McPeople (или ТНК-люди) станут господствующим классом, то умрет индивидуализм и все, что построено на его основе. Первичной ячейкой такого общества будет не атомизированная личность, а корпоративная общность. Если угодно, офисно-плангтонный коллектив. По сути, советское общество претендовало на нечто подобное – когда большая часть вопросов (жилье, детский сад, путевка на юг, карьерный рост) решалась не самостоятельно человеком, а трудовым коллективом.
ВАСИЛИЙ БОКОВ
|