Нужны инженеры - технологи, срочно. У тебя есть кто-то на примете? Вопрос знакомого бизнесмена застал меня врасплох. - Купил завод, завез новое оборудование, а работать некому. Предлагаю две-тры тысячи долларов, а специалистов не могу найти. Уже все кадровые агентства обошел, вот звоню по друзьям, знакомым.
Этот случай в очередной раз обнажил изъяны высшего образования. Они давно известно. И с этого учебного года Украина приступает к реализации пятилетней программы, итогом которой станет приведение национальной высшей школы в соответствие с европейскими стандартами. В мае наша страна присоединилась к так называемому Болонскому процессу, целью которого является успешная конкуренция с Америкой в сфере образования и науки. Суть Болонского соглашения* - не унификация высшего образования в Европе, а предоставление широкого доступа к образовательным и культурным достижениям стран континента. Евросоюз планирует к 2008 году создать самую эффективную и конкурентоспособную экономику, основанную на современных достижениях научно-технического прогресса.
Много лишних
В Украине улучшать качество образования начали с ликвидации многочисленных псевдоуниверситетов, филиалов и представительств, которые не имеют лицензии. С начала года уже закрыты два частных университета и более пятидесяти филиалов, как частных, так и государственных вузов. И это только начало.
Следующим шагом станет укрупнение вузов. Все учебные заведения, которые сейчас подчинены 27 министерствам и ведомствам, планируют собрать под крышей Министерства образования и науки. Отраслевое образование - это тупик, оно не дает молодым специалистам широкого целостного представления о науке.
Вузы начали расти, как грибы после дождя, в 1990-1992 годах. Сделать это было просто: Минобразования выдавало разрешительные письма на предоставление образовательных услуг, которые позже менялись на лицензию. За годы независимости количество высших учебных заведений в Украине увеличилось почти в два с половиной раза. Сегодня в стране 347 высших учебных заведений 3-4 степени аккредитации, к которым относятся университеты, академии и институты, а также около 800 подразделений и филиалов. 82 вуза имеют статус национального.
Но что собой представляют эти вузы? В большинстве из них - устаревшее научное и учебное оборудование, половина учебных заведений не занимается научно-исследовательской работой. В Украине нет ни одного вуза, признанного на мировом уровне. Ведущие по нашим меркам учебные заведения известны лишь в узком кругу западных ученых, как правило, сотрудничающих с этим вузом. Наша страна оказалась неконкурентной на мировом рынке образовательных услуг и науки.
Многие считают, что если вузам сейчас дать достаточно денег, то все наладится. Но это не так. Стареет преподавательский состав, а смены нет. Многие профессоры не умеют даже пользоваться компьютером. Так какие новые знания они могут дать студентам?
Тяжелое наследие Советов
В Украине сохранилась советская модель высшего образования. Например, поступая в вуз, человек выбирает определенную специальность и осваивает ее на протяжении всего обучения. В индустриальный век это было оправданно, а в нынешних реалиях такая модель тормозит развитие страны. Ведь каждый год на четверть теряется актуальность того, чему человек научился. Может так случиться, что по окончанию вуза полученная специальность будет невостребована на рынке.
В большинстве западных стран и кое-где у нас обучение в вузах состоит из двух этапов, по окончании которых выпускники получают степень бакалавра или магистра. Чтобы стать бакалавром, студент осваивает определенную область знаний, изучая обязательные предметы, которые необходимы для овладения специальностью. Часть других дисциплин он выбирает по собственному усмотрению. Это первый этап получения высшего образования в области гуманитарных, естественных или точных наук.
Бакалавры, решившие сделать карьеру, прежде всего, академическую, идут в магистратуру. В большинстве европейских университетов обучение в магистратуре продолжают не более трети выпускников. В отличие от Украины, западные магистерские программы не являются продолжением бакалаврского курса. Таким образом, выходя на уровень магистра, человек заново пересматривает свою профориентацию, уточняет ее.
Украина, решив заимствовать этот опыт, втиснула западную двуступенчатую систему образования в старую схему: специалист-кандидат-доктор наук. В результате получился суррогат: бакалавр-специалист или магистр.
Советская высшая школа давала базовые и общие знания предмета. Уровень бакалавра на Западе по сравнению с советским специализированным курсом института выглядел более низким. Но в отличие от западного украинский бакалавр является специалистом с неоконченным высшим образованием. Полное высшее образование согласно действующему законодательству имеют только магистры и специалисты, разъянили в минобразовании. В Министерства труда и социальной политики "Эксперту" пояснили, что принять бакалавра на работу в качестве профессионала можно только если он имеет большой опыт работы: "А иначе и быть не может, если не хватает образования". В государственном стандарте классификатора профессий также сказано, что профессионалом считается только тот, кто имеет полное высшее образование и уточняется: "магистр или специалист". Степень же бакалавра годится только для "фахівців", квалификация которых ниже профессионалов.Поэтому люди идут учиться дальше на специалиста или в магистратуру, хотя хотели бы пойти работать.
Альтернативы к переходу на двуступенчатую систему высшего образования для Украины нет - это одно из требований Болонского процесса. Но сначала нужно признать уровень бакалавра базовым уровнем высшего образования. Необходимо также согласовать образовательно-квалификационные уровни бакалавра и магистра с требованиями работодателей, определить места этих уровней на рынке. В Украине сейчас количество направлений (76) и специальностей (584) в 2-2,5 раза превышает аналогичные показатели в США, Англии и Японии.
Заложить фундамент
С нового учебного года во всех национальных вузах вводится единый критерий учета трудоемкости учебной работы - зачетные кредиты. За основу взята Европейская кредитная трансферная система (ECTS). Весь курс учебного предмета теперь разбивается на модули или разделы, сдавая которые, студент набирает кредиты по 100-балльной системе. На сессионный экзамен оставляется определенное количество баллов, которые в сумме с набранными за год и составляют проходной балл на следующий курс. Такая система заставляет не только студентов, но и преподавателей работать на протяжении всего учебного года. Данные об успеваемости по шкале ECTS будут выставляться в приложение к диплому. Таким образом, украинский диплом станет понятен на Западе. По желанию студента такие приложения к диплому начнут выдаваться по окончании текущего учебного года. Повсеместно этот процесс начнет действовать с 2010 года. Первой такую систему опробовала Киево-Могилянская академия, следующим - НТУ "Киевский политехнический институт" и совсем недавно - Национальный авиационный университет. Отзывы только положительные.
Но существенно повысить качество образования Украина сможет только тогда, когда перейдет от узкоспециализированного высшего образования к фундаментальному. Заместитель директора Международного центра перспективных исследований Владимир Никитин говорит, что наши студенты, имея более сильную предметную подготовку, особенно в точных науках, всегда были первыми на международных олимпиадах. Но они проигрывают, когда приходится решать задачи в реальной жизни. Именно по причине узкой специализации многие люди, получив первое образование, продолжают учебу, осваивая вторую, третью специальность. И эта тенденция усиливается.
На Западе считают, что университет не должен обучать человека профессии, он обязан дать фундаментальное образование и научить человека учиться самостоятельно, применять знания на практике. Это позволит обладателю диплома легче менять род занятий в зависимости от требований быстроменяющегося мира.
В США есть колледж Св. Якова, где студенты обучаются по средневековым программам и методикам. Основная форма обучения - диспуты и семинары, а труды философов изучаются на языке их авторов, то есть Аристотель - на древнегреческом, Кант - на немецком. Из пяти поступивших в этот колледж оканчивает один, и на него в рекрутинговых агентствах очередь на несколько лет. Человек с такой подготовкой сможет занимать любой пост в правительственных и деловых структурах. А необходимыми профессиональными навыками он сможет овладеть в минимальные сроки. В век информации это не проблема, Интернет сегодня делает профессиональную информацию общедоступной. В некоторых странах уже можно получить диплом, обучаясь исключительно по Интернету.
В Украине произошла подмена понятий фундаментальной предметной подготовки и фундаментального образования. Советская высшая школа давала хорошую подготовку по отдельной специальности, особенно в сфере технических знаний. В новой эпохе такой подход неактуален.
Самостоятельный отвечает сам
Переименование институтов в университеты тоже оказалось ошибкой. "На Западе среди учебных заведений нет институтов, вот мы и переименовали", - объясняют в Минобразования. Однако известный классик заметил: как улицу Ленина не называй, но если на ней разбита дорога, нет фонарей, а в магазин давно не завозили колбасу, то она все равно остается улицей Ленина.
В классическом понимании университет - это очаг научной и культурной жизни, с многолетней историей и традициями. Статус высшей школы и образования можно поднять, предоставив университетам автономию. Это также одно из требований Болонского соглашения. Великая хартия университетов, которая легла в основу Болонского процесса, гласит: "Для удовлетворения потребностей общества университетские исследования и преподавание должны быть морально и интеллектуально независимы от любого политического и экономического давления".
Идея с автономией не нова. Некоторые университеты еще в начале 90-х официально получили статус автономий - в частности, Киевский национальный университет им. Т. Шевченко. Но такая автономия имеет четко очерченные рамки. "Мы автономны, но не независимы, - сказал "Эксперту" проректор по научной части Киевского национального университета им. Т. Шевченко Олег Закусило. - Автономия дает нам право распоряжаться своей собственностью: зданием, землей, оборудованием. Мы выстраиваем учебный процесс по своим собственным планам и создаем по своему усмотрению структурные подразделы. Сами можем формировать тематику научных исследований, но за финансированием приходится обращаться к государству. Мы в бюджете идем отдельной строкой, но в отчетах Минобразования фигурируем тоже".
Сейчас речь идет о создании новой модели взаимоотношений университета, общества и государства, при которой учебное заведение самостоятельно принимает решение о внутреннем управлении и финансировании, определяет собственную стратегию в сфере научно-исследовательской работы, а также формы и методы учебной работы. Автономный университет сам должен отвечать за качество образования, прежде всего, перед потребителем, затем перед обществом и государством. А государство должно иметь право контролировать качество образовательных услуг. Таким образом, университет сможет быстро принимать нетривиальные решения, составлять нестандартные планы, подбирать необходимые кадры.
Министерство образования и науки не спешит отпускать вузы. "Если мы отвечаем за качество образования, то должны контролировать вузы", - говорят чиновники. Некоторые эксперты считают, что университеты не готовы к полной автономии. Самый большой страх - образование станет вовсе неуправляемым, и еще больше возрастет коррупция.
Вопросов много. Ответы на многие из них удастся получить после окончания эксперимента по внедрению основ университетской автономии в высшем образовании. В нем участвуют восемь украинских университетов - Харьковский, Днепропетровский, Донецкий, Черновицкий, а также Киево-Могилянская академия, Университет экономики и права "Крок" (Киев), Украинский католический университет (Львов) совместно с Международным фондом "Возрождение". Если эксперимент окажется успешным, он будет распространен и на другие вузы. Но инициатива получения автономии должна исходить непосредственно от самих университетов. Если вуз не готов стать самоуправляемым учреждением, а ему будет спущена разнарядка, ничего хорошего не получится.
Вслед за автономией следовало бы предоставить вузам право выдавать собственные дипломы, а не государственного образца, как сейчас. Это будет стимулировать университеты улучшать образовательные программы, заниматься наукой.
Диплом в рамочке
Считается, что только быстрый рост численности граждан с высшим образованием может обеспечить экономическое развитие страны. За последнее десятилетие количество желающих получить высшее образование увеличилось в два раза. Четверть трудоспособного населения Украины - люди с высшим образованием. Однако, чтобы максимально приблизиться к европейским параметрам, численность людей с высшим образованием нужно удвоить.
Поэтому одним из приоритетов нового правительства является обеспечение доступа каждого гражданина к высшему образованию, как и записано в Конституции. В этом году президент потребовал от ректоров государственных вузов сделать равным соотношение долей бюджетного и контрактного обучения. Ранее оно составляло 39% к 61% в пользу платной формы.
В отличие от стран Запада и соседней России, в Украине практически нет связи между уровнем полученного образования и уровнем реального дохода. Почти все выпускники школ стремятся получить высшее образование, но проблема в том, что молодые люди поступают в вузы, не имея ни малейшего представления о будущей специальности. Неудивительно, что многие после получения специальности не идут работать, а вновь отправляются учиться - ищут себя. На Западе же часто поступают в университеты, уже имея опыт работы, например, лет в 25. Это способствует тому, что люди осознанно выбирают специальность и серьезнее относятся к учебе.
Убрать кормушку
Заявленная президентом борьба со взяточничеством не привела к желаемому результату, хотя и наделала много шума. Говорят, некоторые блестяще работавшие в прошлые годы схемы поступления в вуз дали сбои. Но зато напуганные преподаватели подняли сумму вознаграждения по сравнению с прошлым годом в полтора-два раза - за риск.
Со следующего года Министерство образования и науки планирует изменить схему приема в вузы. В частности, вузы лишатся возможности проводить вступительные экзамены - уровень знаний выпускников школ будет оцениваться по результатам независимого внешнего тестирования. Минобразования по итогам проверки составит рейтинг университетов, в котором установит проходной балл для каждого из них. Университеты обязаны будут зачислять студентов по результатам тестов.
Преподаватели вузов выступают против унифицированной формы, что, по их словам, не позволяет отобрать абитуриентов с необходимым уровнем подготовки для конкретного университета. "Я считаю, что идея тестирования сегодня педалируется без понимания цели. Во-первых, внедрять ее надо не за один год, а постепенно. И надо определиться, для чего это тестирование необходимо. Если только как средство борьбы с коррупцией - то этого недостаточно. Тесты надо использовать как поиск оптимальных путей оценки способностей молодого человека. Каждый университет старается выявить того абитуриента, который необходим конкретно ему. А в этом случае унифицированный подход уже невозможен", - считает ректор Киево-Могилянской академии Вячеслав Брюховецкий.
Изменение условий поступления - это тест на зрелость не только высшей школы, но и средней. Внешнее тестирование подстегнет многие школы серьезнее относиться к учебному процессу и больше работать с выпускниками.
Перевод на независимое тестирование всех регионов - процедура дорогостоящая. Только на подготовку экспериментального тестирования, которое в этом году проводилось при поддержке Международного фонда "Возрождение", было потрачено около 500 тыс. долларов. Во сколько обойдется перевод всей страны на эту систему, в Министерстве образования и науки сказать затрудняются. Не решено пока, где разместить центры внешнего тестирования и сколько их должно быть. Есть идея создать всего четыре центра в крупных городах. А это уже настораживает - как бы не пришлось платить взятку за прохождение внешнего тестирования.
Не тому учат
- Лет через пять-семь в Украине не кому будет поднимать в воздух самолеты, -- сказал владелец авиационной компании. Казалось бы, хорошая специальность, перспективная, в чем дело?
Просто профильный вуз выпускает летчиков - теоретиков. Так их прозвали за то, что они изучают летное дело только по книжкам. Летной практики у них нет. Нынешние 60 часов учебной практики - капля в море. Кто доверит самолет человеку, который умеет летать только на тренажере?
В стране также не хватает инженеров, программистов, полиграфистов, педагогов, в то время как почти все вузы страны "клепают" экономистов, финансистов, юристов, менеджеров. Людей с такой специальностью очень много, но в государственных структурах и бизнесе - вакансии из-за низкого уровня подготовки выпускников.
На Западе университеты ориентированы на подготовку кадров для бизнеса и управленческой элиты. Например, в США бизнесмены постоянно выступают перед студентами, когда те изучают новую тему. Студенты ездят в компании, что бы на месте посмотреть как те работают. Так им проще "связать" теорию и практику.
Такую практику следует ввести и у нас. А еще вузам следует выстраивать собственный бренд и заняться маркетингом. Тогда они смогут готовить специалистов, востребованных не только сейчас, но и через пять-десять лет. Например, в последние 3-4 года повысился спрос на такие специальности как прикладная математика, прикладная физика, информационные технологии, инженерная механика, электроника, компьютерная инженерия, полиграфия, химические и пищевые технологии и др. Но уже в ближайшем будущем потребуются специалисты в области молекулярной биологии, генной инженерии и т.д.
При распределении госзаказа в университетах приоритетными являются техническое, технологическое, педагогическое направления, а также специальности, связанные с фундаментальными науками, такими как биология и физика. Но на самом деле государство в этом году заказало всех специальностей понемножку, раздробив средства. Чтобы сделать прорыв в экономике, правительству нужно сформулировать стратегию приоритетного научно-технического развития и уже в соответствии с этим направлять ресурсы в важные для страны отрасли.
Галопом в бизнес
Образовательная политика в Украине сведена к попытке удержать контроль государства. Хотя у него нет ни новых управленческих технологий, ни денег. Согласно Закону "Об образовании", государство должно ежегодно выделять на образование около 10% ВВП, на науку - 1,7 %. На самом деле, по словам министра образования и науки Станислава Николаенко, в этом году будет выделено лишь 5,5-5,6% ВВП, на науку - около 0,5%.
Ныне государство направит на образование около 27 млрд грн, из которых значительная часть уйдет на зарплату преподавательскому составу. А образование, как и любая отрасль национальной экономики, требует инвестиций. Основной статьей дохода для большинства университетов является плата за обучение студентов.
"Мы понимаем, что платное обучение еще долго будет в нашей стране, но, увеличив государственное финансирование, от этого будем постепенно отходить", - уверяет Станислав Николаенко. Уже со следующего года планируется увеличить государственное финансирование вузов. Как считает президент страны Виктор Ющенко, "в образование нужно вкладывать деньги... потому что делаешь такую инвестицию, которая потом будет работать на целые поколения".
Кроме того, правительство надеется привлечь бизнес к финансированию научной деятельности. Но сначала науку нужно вернуть в университеты. Украина - одна из немногих стран, в которых наука от них отделена. Это сохранилось еще со времен Советского Союза, когда многие ученые работали на ВПК и их деятельность была засекречена. Хотя Украина отказалась от военного приоритета, наука по-прежнему осталась в ведении Академии наук и не готова отвечать на требования времени.
Мечта министра образования построить треугольник: наука-образование-работодатель. Сегодня предприниматели не заинтересованы в финансировании вузов, в оплате обучения студентов, хотя примеры подобной практики есть. На Западе многие корпорации имеют свои университеты. Так, американская General Motors имеет университет Флинта, где кует кадры.
Многие считают, что оплачивать образование неизвестного студента пять лет в период экономической и политической нестабильности - рискованный шаг. Выгоднее взять выпускника и уже тогда в него вкладывать. Многие бизнесмены считают, что государство должно помочь молодым людям, желающим получить высшее образование, беспроцентные кредиты, и не только на оплату обучения, но и на сам процесс обучения.
Но Министерство образования и науки хочет заманить бизнесменов в треугольник вовсе не только для того, чтобы они оплатили образование паре-тройке студентов. Их рассматривают в первую очередь как инвесторов научных разработок, спонсоров образовательных программ. В США, например, также делают благотворительные взносы, чему способствуют налоговые преференции.
В середине июля президент поручил Кабмину совместно с Национальной академией наук до конца года разработать законы о стимулировании участия работодателей в подготовке кадров, образовательных и научных программ. Шаг навстречу бизнесменам уже сделан - с 1 января следующего года затраты на подготовку кадров будут включаться в их валовые расходы.
Инна Шинкаренко, Ирина Гасанова
www.expert.ua/articles/7/0/764/