Интересные факты о запорожце.22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода «Коммунар» на Украине (который позже был переименован в «Запорожский автомобилестроительный завод») сошла первая промышленная партия автомобилей «Запорожец» – ЗАЗ-965.
Завод Коммунар построили на месте старых заводов Александровска, а вернее даже менонитской колонии Шенвизе. Здесь раньше размешалось несколько предприятий, которые объединили в одно большое производство. Кстати,
на территорию завода попала жилая улица им. Чапаева, которая начинается от автовокзала, прерывается за заводскими воротами и продолжается уже в районе ЖД-вокзала. Все варианты «Запорожцев» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейскими (ЛуАЗ-967) и гражданскими (ЛуАЗ-969) вездеходами марки «ЛуАЗ». А произошло это потому, что разработанный для запорожца двигатель был столь удачным, что им в свое время заинтересовались военные.
В СССР автомобиль «Запорожец» пользовался популярностью в значительной степени за счёт относительной дешевизны, он
стоил вдвое дешевле "жигулей" и втрое "волги".
ЗАЗ был единственным автомобилем в Советском Союзе, который также выпускался с измененными для инвалидов механизмами управления. Такие версии в простонародье называли «инвалидками» и распространялись они через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий.
Один из таких "запорожцев" мелькает в фильме Гайдая "Операция Ы". Сейчас этот автомобиль находится в запорожском музее "Фаэтон"..
Несмотря на постоянные шутки по поводу заднемотоорноой компановки запорожца, следует отметить что в конце 50-х — период, на который пришлась разработка обоих поколений «Запорожцев» — заднемоторная компоновка находилась на пике своей популярности по всему миру, в том числе США и Европе.
Практически каждое поколение «Запорожцев» в народе получало свое прозвище:
ЗАЗ-965 за характерную форму кузова называли «горбатым», а следующее семейство
ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 за выступающие сбоку воздухозаборники прозвали «ушастыми». Когда же
воздухозаборники на ЗАЗ-968М убрали, машину тут же нарекли «мыльницей» (или "Эмкой" - за букву "М" в конце названия).
Интересно, что
основным прототипом ЗАЗ-965 был Фиат 600, по крайней мере в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма и трансмиссии.
Двигатель Запорожца был весьма редкого в мировом автостроении типа, четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения и расположен сзади. Машина имела две двери, которые открывались назад. Заднее и лобовое стекла были взаимозаменяемыми.
Выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа, для стран третьего мира, где левостороннее движение) — ЗАЗ-965Э, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ. Они имели торговое обозначение
Jalta («Ялта») или «Eliette» и отличались от базовых моделей улучшенными потребительскими качествами.
Всего
с 1960 по 1994 год на ЗАЗе было выпущено более 3 миллионов "Запорожцев".
После распада СССР, в условиях общего экономического кризиса,
ЗАЗ в 1994 году прекратил выпуск классических «Запорожцев». До февраля 2008 года продолжали выпускать "Таврии". А в 2011 году с конвейера сошла последняя "Славута". На сегодня ЗАЗ практически стоит, модели, которые выпускаются на предприятии - это обычная мелкоузловая сборка зарубежных авто.
В последнее время коллекционеры раритетных автомобилей стали скупать запорожцы, например цена "горбатого" запорожца составляет около 3000 евро.
В 2010 году автопробегом отметили 50-летие "Запроожца". Из "горбатых" на пл. Фестивальный выложили цифру "50".
http://zabor.zp.ua/gallery/details.php?image_id=2894